search
main
0

Оценки

Школа нуждается в многообразии и свободном творчестве

Продолжение. Начало в №41, 43, 45, 47-52 за 2020 год и в №1-3, 5-7 за 2021 год

 

Противостояние, взаимное недоверие школы и общества вредят качеству образования, калечат жизнь детей. Так продолжать эту практику нельзя, она усугубит раскол. Потому жизненно необходимо, чтобы изменились обстоятельства.

Во-первых, надо признать, что государство не является единственным собственником образовательного мира, оно не есть единственно заинтересованная в судьбе молодого поколения сторона. Есть более заинтересованная сторона – это родители, общество в целом. Нынешнее поколение родителей – высоко продвинутое, оно интересуется современным образованием, имеет свои возвышенные цели в отношении своих детей, запросы к школе и к учителю у них завышенные.

Во-вторых, следует создать органы с участием широкой общественности с правом наравне с государством влиять на развитие образования своей страны, на цели и содержание образования, на характер и качество образовательных процессов, на формы административного управления, на принятие и осуществление реформ, на качество подготовки учителей и воспитателей, на подбор кадров, на аттестацию и всякие экзамены, на финансирование, на выработку общей стратегии образования, на поддержку педагогического творчества и поиска нового… В общем, на все, что обеспечивает радостную и успешную жизнь детей в детских садах и школах.

В-третьих, образовательные процессы должны быть открытыми для родителей, для всего общества. Нынешняя техника позволяет держать открытым все, что происходит в образовательных пространствах. Пусть учителя и воспитатели демонстрируют всем заинтересованным свое искусство общения с учениками, искусство любить и уважать их, дружить с ними, искусство творения с ними вместе познавательных процессов, увлечения их знаниями. Такие старания учителей, с одной стороны, возвысят доверие общества к учителям, с другой – помогут ему перенять лучшие педагогические идеи и воспользоваться ими в семейном и общественном воспитании подрастающего поколения.

Открытость образовательных процессов – это не инструмент контроля общества над учителями и воспитателями, а инструмент взаимопонимания и сотрудничества ради достижения единой цели.

Образование в онлайн-режиме

Еще после зарождения телевидения начались разговоры о возможности и полезности телевизионных уроков. Логика простая: надо выбрать лучших учителей, записать их уроки и передавать по телевизору; можно и так: учитель стоит у экрана и ведет прямую передачу своего урока.

В таких условиях ученикам в школу ходить не надо будет, они могут сидеть дома у телевизора и в назначенное в телевизионной программе или по особому образовательному каналу время слушать уроки лучших учителей. Лучшие учителя – это те, которые умеют объяснять учебный материал доступно, чтобы все поняли. А таких учителей имеют не все ученики.

Отдельные опыты такого «образования» проводились, но телевизионные уроки не смогли заменить живые, с непосредственным общением учителя с учениками.

Наступила другая эпоха – эпоха компьютера, смартфона, Интернета, скайпа… Появились важные слова – «онлайн-общение» (в реальном режиме), «виртуальная реальность», «цифровое образование»…

При такой технике, без которой нам по-прежнему жить уже нельзя, цепляться за привычные взгляды и традиции не получится. Нам необходимо поддаваться обновлению, только нужно беречь вечные общечеловеческие ценности и на их основе нарабатывать новые традиции.

Это касается всего уклада жизни, касается и мира образования. Мы хорошо поняли это, пережив вместе со всей планетой пандемию коронавируса, когда все мы были вынуждены выдерживать месяцами карантин и находиться в так называемой самоизоляции (это обстоятельство время от времени возникает вновь и вновь). В таких безвыходных условиях мы нашли новые способы общения, труда и культурной жизни, и помогла в этом новая техника.

Коснулось это обстоятельство и образовательного мира, так как закрылись школы, детские сады, все образовательные учреждения. Дети вместе со взрослыми оказались изолированы в домашних условиях. И чтобы в течение длительного времени не прерывать обучающий процесс, учителя воспользовались онлайн-общением с учениками с помощью цифровой техники.

Говорить, что этот первый опыт был весьма удачным, конечно, не приходится, он вызвал настороженность и возмущение в обществе. Жаловались и на технику, на срыв интернет-связи, на неорганизованность занятий, посещаемости учеников, на то, что не везде созданы условия для такого обучающего процесса. Сказывалась еще слабость компьютерного образования среди учителей.

Особенно озадачилось общество тем, что если в будущем образовательный процесс станет полностью цифровым, то оно потеряет качество и некоторые важные компоненты – ослабнет личностное влияние учителя на ученика, осложнится жизнь родителей, которым лучше отправлять детей в школу и самим заниматься своими делами, чем весь день находиться рядом с детьми, конфликтовать с ними и отрываться от работы.

Тем не менее стало ясно, что впредь цифровое образование войдет в жизнь общества как незаменимый во многих случаях элемент. Техника для этой цели, конечно, будет совершенствоваться. Уже теперь вполне возможно, чтобы учитель, созерцая всех своих учеников на дисплее, общался с ними и вел познавательный процесс онлайн (в реальном режиме). Они могут находиться в любой точке мира, но на дисплее все они вместе, а учитель перед ними. Учитель может общаться со всеми или с каждым из них.

Конечно, это не та обстановка и не то общение, которые присутствуют в классной комнате и школьных лабораториях при непосредственном общении учителя и учеников. Не тот социальный опыт, который набирают ученики в общении друг с другом до и после уроков или во время перемен в школе. Эти две формы образования надо рассматривать в зависимости от того, в каких условиях в данный момент мы с нашими учениками оказались, а не с точки зрения того, как сэкономить на образовании.

Обстоятельства, которые вынудят или склонят нас воспользоваться онлайн-занятиями с нашими учениками, могут быть разными: безысходные обстоятельства, когда только этим путем можно будет сохранить непрерывность образовательного процесса (вроде уже пережитой всеобщей пандемии); обстоятельства, когда видим, что в силу определенных причин будет эффективнее применить именно онлайн-занятия; обстоятельства, когда родители или школа решают перевести ребенка на домашнее образование; случаи, когда школа далеко и ученикам трудно добраться в силу сложных погодных условий; могут быть и чрезвычайные обстоятельства. При таких условиях грех будет не воспользоваться техникой и обречь учеников на отставание.

Но необходимо, чтобы мы в полной мере учитывали все особенности онлайн-занятий, они не могут быть выстроены, как обычные школьные уроки со своими шаблонами. Первый вынужденный и неожиданный опыт, может быть, разочаровал и учителей, и учеников: учительский авторитаризм и неумение учителя менять способы общения с учениками в зависимости от новой обстановки во многих случаях сделали этот процесс уродливым проявлением обычной практики.

Со временем, поняв свою психологию и психологию учеников при таком образовательном процессе и выстроив соответствующее педагогическое искусство, а также получив более приспособленную для онлайн-занятий технику, мы убедимся в значении и полезности цифрового образования.

Но еще больше убедимся в том, что непосредственному образовательному процессу со своими последствиями нет цены. Но не потому, что в традиционных условиях учитель может устанавливать больший контроль над познавательным продвижением ученика, а потому, что учитель гуманного склада при непосредственном общении с учениками может повлиять на воспитание в них нрава и культуры, на развитие их духовного мира, на их личностное становление. Такая воспитательная направленность образования через дистанционные процессы трудновыполнима.

Я применял слово «образование» в отношении онлайн-уроков, но в действительности эти уроки с трудом могут стать образовательными в полном понимании спектра этого понятия. Онлайн-уроки могут нести в себе лишь одну часть образования – обучение, учение, а также наставление, но они будут слабо подкреплены силой убеждений.

Потому общество должно защищать ведущую роль школы, одновременно требуя, чтобы в нее были привнесены смысл духовности и атмосфера гуманных взаимоотношений. Еще раз сошлюсь на мысль К.Д.Ушинского: истинно гуманное образование есть воспитание духа человеческого. Этой идеи мы должны придерживаться при любых обновлениях образовательного процесса.

Технический прогресс и будущее образования

Я в своем возрасте являюсь свидетелем того, как мир образования принимал новые изобретения техники. Я сам, будучи школьником, носил в школу чернильницу с чернилами и перьевую ручку. Так было в советских школах до начала 60‑х годов прошлого века.

В это время, возглавив экспериментальные исследования, я ввел в экспериментальных начальных классах грузинских школ сначала перьевую авторучку, а затем шариковую. Такое новшество вызвало бурное противостояние со стороны методистов и ученых, которые считали, что эти письменные принадлежности портят почерк, нажим при письме и вообще отвергают традиционную каллиграфию.

Теперь же мы видим, что скоро наши первоклассники прямо на компьютере научатся писать. Школа к техническим новшествам относится консервативно, но со временем некоторые изобретения прочно входят в образовательный процесс.

В 60‑70‑х годах прошлого века шли атаки на учителей, чтобы они пользовались на уроках техническими средствами, в частности, применяли кодоскоп для наглядной демонстрации картин, схем и графических движений, фильмоскоп – для показа диафильмов познавательного характера, киноаппаратуру и т. п. Существовал специальный Научно-исследовательский институт технических средств обучения.

Сейчас школа стоит перед совершенно новой техникой, которая способна заменить собой весь обучающий процесс, разрушая его устои.

Но по опыту мы знаем, что технический прогресс не стоит на месте, и в ближайшем и отдаленном будущем на замену нынешней высокой технике придет более высокая и необычная. Она вытеснит компьютеры, переоценит Интернет, завоюет более высокие скорости. Будут упразднены многие аппараты, современные средства связи и способы распространения знаний.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте