search
main
0

Оккупанты вводили платное образование

Школы Смоленщины в годы Великой Отечественной войны

Готовящаяся к изданию книга «Сельская школа Смоленщины: становление и развитие» охватывает период с конца XVIII века по наши дни. Ее автор – профессор Смоленского областного института развития образования, заслуженный учитель РФ Вячеслав Петруленков.

Большой раздел книги посвящен судьбе школы в годы Великой Отечественной войны. 38 лет назад, будучи руководителем Демидовского роно, Вячеслав Михайлович обнаружил в архивах уникальные материалы – Книгу приказов отдела народного образования Слободского района Смоленской области 1942-1945 годов. Многие из них планируется включить в будущее издание. Воссоздать события военной поры помогают воспоминания учеников и учителей, которые хранятся в школьных музеях, свидетельства других исторических документов.

Чему можно учить, и чему нельзя

Во время оккупации Смоленской области нацисты разграбили и сожгли подавляющее большинство школ, нанеся огромный урон школьному фонду, а неугодных учителей расстреливали. Вот только несколько примеров.

Директор Касплянской средней школы Исайченков и завуч Зарянкин были расстреляны немецко-фашистскими захватчиками вместе с другими мирными гражданами 1 июля 1942 года.
Здание школы в деревне Кощино Смоленского района в период немецкой оккупации использовалось под конюшню и полицейский участок, а в 1943 году при отступлении фашисты его сожгли.

Однако полное разрушение народного образования не входило в планы гитлеровцев. Они опасались, что в противном случае ребята станут преступниками и партизанами.
Иллюстрацией имперского подхода к политике образования может служить один из документов, в котором, в частности, говорилось следующее: «…для всего остального не немецкого населения на Востоке не должно было быть никаких других школ, кроме четырехклассной начальной школы, которая должна ставить своей целью обучение учащихся только счету максимум до 500 и умению расписываться, а также распространению учения о том, что подчинение немцам, честность, прилежание и послушание являются Божьей заповедью». Умение читать считалось необязательным.

Еще более определенно по этому вопросу высказался сам Адольф Гитлер: «Если мы будем обучать русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. Образование дает возможность более развитым из них изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительными для наших интересов… Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области географии может быть ограничено одной-единственной фразой – «столица рейха – Берлин»… Математика и все прочие подобные науки совершенно не нужны».

За провинность – телесные наказания

Важным отличием немецких школ от советских стало введение платы за обучение. В первом классе с родителей брали по 20 рублей в месяц, во втором – 30. Для села суммы были достаточно высокими, особенно если учились несколько детей в семье. С 5‑го по 7‑й класс родители платили уже по 200 рублей. В школах вводились также телесные наказания. Наказаниям могли подвергаться не только ученики, но и их родители.

Количество обязательных предметов не было постоянным, их могло быть и пять, и семь. На уроках литературы вместо официальных советских авторов Максима Горького и Владимира Маяковского рекомендовалось изучать произведения ранее запрещенных эмигрантов.

В Сычевском районе Смоленской области был введен курс «обществоведения». Его задачей была дискредитация социалистического строя, коммунистической партии и всех достижений за годы советской власти. Для занятий по этому предмету офицер пропаганды раздавал педагогам антисоветские брошюры, газеты и листовки.
Для учителей были организованы краткосрочные курсы по воспитанию детей в немецком духе.

Самыми распространенными оставались все-таки советские учебники. Нехватка учебников заставила немецкие власти разрешить их использование, разумеется, с определенными изменениями. «Ненужные» иллюстрации и слова замазывались черной тушью, заклеивались, иногда просто вырывались страницы. Так, вместо слова «СССР» необходимо было писать «Россия», вместо «пионер» – «школьник», колхоз стал именоваться «общиной», колхозник – «крестьянином». Этот список можно продолжать. В школах вывешивали портреты Адольфа Гитлера и антисоветские плакаты.

Педагоги-подпольщики

Некоторые педагоги вели подпольную работу и при этом занимали высокие посты при оккупационном режиме. Яркий пример тому – бывший директор Белокотловской неполной средней школы Починковского района Иван Дмитриевич Молчанов, который стал старшиной Плосковской волости. Он выполнял приказы местного коменданта, но в то же время руководил подпольной группой.

Иван Дмитриевич сумел восстановить школу. Работала она для видимости по немецким программам. Но в действительности учебники с вырезанными страницами, зачеркнутыми советскими словами лежали аккуратной стопкой на этажерке в учительской. Их хранили для того, чтобы в любую минуту предъявить инспектору районной управы, который время от времени наведывался в школу. Преподавание же велось, как в обычной советской школе.

Под грохот орудий

Под гул артиллерийской канонады работало немало школ Смоленщины. Раненые, движущиеся из фронтовой полосы, проходили и проезжали мимо школ. Дети и учителя выходили им навстречу и оказывали, если требовалось, первую медицинскую помощь. Летом и осенью 1942 года дети собирали дикорастущие растения для госпиталей и Красной армии, трофейное оружие и боеприпасы.

Всего, по сохранившимся документам, школьниками области для РККА было собрано более 18 тонн щавеля, около 900 килограммов лекарственного сырья, 529 тонн металлолома, 137 винтовок, 35 ящиков патронов, 5 пулеметов, 2 автомата, 45 ящиков мин, 290 мин россыпью, 4 автомашины, 2 мотоцикла.
Также учащиеся много трудились на строительстве укреплений, расчистке дорог, работали в госпиталях.

В партизанском крае

16 июля 1941 года гитлеровские войска оккупировали Слободской район, ныне входящий в состав Демидовского района. Часть школ, в том числе и Слободская средняя, была сожжена, однако уже 1 февраля 1942 года в Слободу прибыли части Красной армии и значительная территория района была освобождена. Там, в окружении врага, была восстановлена советская власть, возрождены колхозы, школы, избы-читальни, налажен быт людей.

По решению Смоленского областного комитета ВКП(б) действовал Слободской партизанский отряд, который провел много успешных операций против немецко-фашистских захватчиков на территории Демидовского, Руднянского районов и Витебской области. Это был действительно мощный партизанский край.

Большой находкой стала для меня Книга приказов отдела народного образования Слободского района Смоленской области 1942-1945 годов, в которой изложены многочисленные подробности, связанные с работой школ. Они относились к разным сферам деятельности – распределению учителей на работу, патриотическому воспитанию, эвакуации педагогов, открытию изб-читален.

Первые приказы по Слободскому отделу народного образования после освобождения района от гитлеровцев касались назначения учителей Баховской начальной школы Слободского сельского совета.

Всего за год, с 15 марта 1942 года по 15 февраля 1943 года, в Слободском районе было восстановлено 37 школ.
Школы после освобождения района были переполнены. Люди приезжали сюда не только из ближних деревень, но и областей. Уникальна в этом смысле начальная школа деревни Цыбульки. Из-за труднодоступной местности, непроходимых болот немцы до этой деревни просто не дошли. В период оккупации Смоленщины число учеников школы выросло почти втрое.

На особом счету

Сразу после изгнания фашистских захватчиков в области начались восстановительные работы. Люди возвращались к мирному труду. Областные органы управления принимали меры по поддержке учителей.

Так, на президиуме облисполкома было принято решение, обязывающее райисполкомы и торгующие организации серьезно заняться вопросами улучшения материально-бытового положения учительства: выдать педагогам промышленные товары, а также продуктовые пайки. За задержки в выдаче пайков учителям и ненадлежащее обеспечение их необходимыми промышленными товарами могла грозить уголовная ответственность.

Уменьшился контингент детей в школах Слободского района, так как семьи, спасавшиеся от фашистов в партизанском крае, возвращались в свои деревни, расположенные за его пределами.

На эту ситуацию отреагировало местное роно. Некоторых учителей переводили на новое место работы, причем они не имели права отказаться. Дисциплина была военная.
Это также отражено в книге приказов. Вот один из них.

Приказ №297
по Слободскому отделу
народного образования
от 27 ноября 1943 года

В связи с тем, что в Цибульковской НСШ резко сократился контингент уч-ся (в начале года было 543 ученика, в настоящий момент 189 уч.), приказываю:
преподавателей: Кузнецову Анну Демидовну и Кузнецову Анастасию Демидовну освободить от работы в данной школе с 29‑ХI-с/г.
Кузнецовой Анне Демидовне и Кузнецовой Анастасии Демидовне к I-XII-с/г. явиться в роно для получения назначения на работу в другие школы.

Зав. роно Цветков

 

Восстановлению школ руководство области уделяло особое внимание. К осени 1944 года удалось усадить за парты в приспособленных помещениях практически всех детей школьного возраста.
На уровне страны, несмотря на то, что война еще продолжалась, правительство также вело активную деятельность по развитию образования. В частности, с 1943 по 1944 год были приняты следующие правительственные решения: об обучении детей с 7‑летнего возраста, об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи, об открытии вечерних школ в сельской местности, о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы, о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся выпускников средней школы. Некоторые из них действуют по сей день.

Вячеслав ПЕТРУЛЕНКОВ


«1 октября 1944 года в возрожденной Слободской средней школе вновь прозвенел звонок на урок. И не беда, что не во всех классах были полностью застеклены окна, навешены двери, даже мест за партами и столами поначалу не всем школьникам хватало. И не беда, что тетрадей и других письменных принадлежностей почти не было, что довоенные учебники с большим трудом удалось раздобыть по одному экземпляру на класс. Да и вообще, многого у нас тогда не было. Зато было большое желание у школьников учиться, а у учителей учить.
Силами учителей проводили ремонт и восстановление школы. К наступлению холодов были восстановлены печи, но выяснилось, что топить их нечем – нет дров. У населения тогда не было ни лошадей, ни тракторов для их доставки. Да и заготавливать дрова для школы было некому. Приходилось классами отправляться в лес, собирать валежник и тащить его на себе в школу. Выход из создавшегося положения руководству школы предложили «разведчики» из числа учащихся. Они обнаружили на берегу Петраковского озера склад леса довоенной заготовки и предложили устроить школьный воскресник, связать на берегу озера плоты и по реке Ельше пригнать лес к самой школе.
1944-1945 и 1945-1946 учебные годы Слободская средняя школа работала в деревне Гласково и только в середине 1946 года перешла в Слободу, в приспособленное здание, перевезенное из д. Ельша».

Из воспоминаний Евгении Гавриленковой (Трубилиной),
первой золотой медалистки Слободской средней школы 1948 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте