Как часто вы слышали от учеников слова, что обществознание – это легкий предмет, подготовиться к сдаче экзамена по которому проще простого… В самом деле, что сложного! Обществознание – это же предмет, изучающий окружающую действительность, то, с чем мы сталкиваемся каждый день, то, что, казалось бы, знакомо от и до. Осознание приходит позже, когда до экзаменов остается совсем немного времени. И оказывается, что не так-то все и легко, а в некоторых случаях до жути сложно. Уверен, каждый обществовед внушает своим ученикам, что его предмет нужно серьезно изучать сразу и навсегда. И просто поговорить на экзамене не получится, ведь в течение нескольких лет требования экзаменационных материалов усложнялись, объем проверяемых знаний увеличился.
В начале учебного года на сайте ФИПИ были опубликованы демоверсии и другие материалы, ориентирующие выпускника на формат и содержание экзамена. Проверочные материалы по обществознанию особых изменений не претерпели, за исключением задания 24 (сложный план). В задании скорректирована формулировка, по которой выпускник должен привести не менее трех пунктов, раскрывающих предложенную тему, причем каждый из них должен быть детализирован (на ЕГЭ 2023 года детализация требовалась минимум к двум пунктам). Кроме этого, внесены изменения в систему оценивания указанного задания. По мнению многих практиков, задание 24 является одним из самых сложных, требующих не только демонстрации хорошего знания материала, но и способности формулировать мысль в корректной форме.
Возникает справедливый (для учеников и их родителей) и не очень понятный для учителей вопрос: когда начинать готовиться к экзамену? Все просто: с начала 10-го класса, когда на более углубленном уровне актуализируются, расширяются все темы курса «Обществознание». При этом просто необходима практическая отработка пройденных тем с помощью прорешивания тестовых заданий различных типов. Предлагаю остановиться на сборнике «ЕГЭ-2024. Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных материалов от разработчиков ЕГЭ» авторов А.Ю.Лазебниковой и Т.В.Коваль от издательства «Экзамен».
Изначально важно отметить несколько фактов. Во-первых, авторами сборника являются ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов по подготовке к выполнению заданий. Во-вторых, анализ содержания сборника показывает полное соответствие предлагаемых типовых вариантов структуре контрольно-измерительных материалов, форме и содержанию заданий демонстрационного варианта КИМов единого государственного экзамена по обществознанию 2024 года. Таким образом, указанный сборник типовых вариантов по праву можно считать отличным ресурсом для качественной и эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
На первый взгляд сборники, содержащие типовые варианты ЕГЭ, важны на завершающем этапе подготовки к экзамену. Это действительно так. Решение заданий по завершении изучения всего курса учебного предмета направлено на выявление сложившейся системы знаний, отработку умений приводить аргументы, формулировать и доказывать принятую позицию, решать обществоведческие задачи и т. д. Работа с типовыми вариантами сборника «ЕГЭ-2024. Обществознание. 40 вариантов…» А.Ю.Лазебниковой и Т.В.Коваль помогут определить пробелы в системе знаний и их успешно ликвидировать. Вместе с тем решение типовых вариантов позволяет создать условия максимального присутствия на реальном экзамене задолго до его проведения, что будет не только способствовать повышению уверенности в запасе собственных знаний, но и обеспечит нормальный эмоциональный фон на испытании.
При этом, на мой взгляд, сборник предоставляет отличную возможность отработки и закрепления отдельных тем курса обществознания в течение всего цикла подготовки к экзамену. Это крайне эффективный способ, так как позволяет формировать умения выполнять задания различных типов с учетом предметного содержания по мере изучения разделов, модулей, конкретных тем учебного предмета. Например, при изучении материала, связанного с системностью и структурностью общества, в 10-м классе возможна отработка темы как с помощью заданий, требующих установления соответствий (рис. 1), так и заданий более высокого уровня сложности, например на составление сложного плана (рис. 2).
Представленные в сборнике задания позволяют закреплять материал, связанный с изучением состояния потребительского рынка. Правда, в учебных пособиях школьников они отсутствуют. При этом крайне важно создать условия для формирования у обучающихся представления и понимания закономерностей развития потребительского рынка отдельных товаров и услуг (рис. 3).
Таким образом, можно смело говорить о том, что пособие «ЕГЭ-2024. Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных материалов от разработчиков ЕГЭ» максимально приближено к проекту документов, определяющих структуру и содержание КИМов ЕГЭ по обществознанию в 2024 году, и позволяет ученикам 10-11-х классов готовиться к выпускному экзамену по обществознанию в системном и эффективном режиме.
Дмитрий ЗАГУМЕННОВ, учитель истории и обществознания лицея №2 Краснооктябрьского района Волгограда
Комментарии