search
main
0

Никого не жалко

20 лет назад на экраны вышел фильм Петра Буслова «Бумер»

Драматичные приключения четырех московских бандитов, появившись спустя год после всероссийского успеха телесериала «Бригада», не только повторили культовый статус криминальной эпопеи с Сергеем Безруковым, но даже превзошли его. Такой вывод можно сделать, учитывая серию серьезнейших отзывов кинокритики, сравнения с Тарантино и Скорсезе, а также включение Петра Буслова в пантеон нового российского поколения режиссеров наряду с Иваном Вырыпаевым, Алексеем Германом-младшим, Кириллом Серебренниковым, Борисом Хлебниковым и другими кинематографистами, стартовавшими в 2000‑х.

Бандиты Костя Кот, Леха Кила, Петя Рама и Димон Ошпаренный с характерами-архетипами из «Трех мушкетеров» представляют собой типичных «работников ножа и топора» из 90‑х. Выражаясь языком картины, это «беспредельщики», состоящие в банде авторитета Сухаря, в чем они сами признаются по ходу картины. В одной из разборок они убивают бандита, который оказывается внедренным в банду сотрудником ФСБ. С этого места начинается бегство от розыска вглубь России на угнанном черном BMW.

Сцены и музыка из «Бумера» разошлись на мемы, цитаты, рингтоны, ремиксы, канцелярскую атрибутику. Известный киноблогер Дмитрий Goblin Пучков в 2004 году перемонтировал и переозвучил фильм, придумав для него юмористический сюжет с путешествием героев на футбольный чемпионат Европы-2004, а затем вышла компьютерная игра «Бумер. Сорванные башни», представлявшая собой бесконечные погони и перестрелки, разделенные сценами фильма со смешной озвучкой того же Дмитрия Пучкова. На фоне такого успеха создатели картины даже решились на съемки продолжения, которое вышло в 2006 году, но при целом ряде удачных сцен и ярком саундтреке Сергея Шнурова так и не смогли подойти к признанию и популярности первой картины. Кинематографические истоки «Бригады» берут начало в масштабных фильмах «Однажды в Америке» и «Крестный отец», фильм Буслова сделан в сложном авторском стиле, его основа ближе к «Злым улицам» Мартина Скорсезе, но с куда более мрачной атмосферой.

Культовость «Бумера» была обусловлена неоспоримыми профессиональными достоинствами картины, которые даже получили официальное признание на вручении кинопремии «Ника» в 2004 году – фильм был номинирован за лучшую режиссерскую работу и лучшую музыку к фильму. Песни Сергея Шнурова звучат на протяжении всего фильма и дополняют его драматизм и безысходность. Своеобразным эпиграфом (или эпитафией) картины стали слова одной из песен: «Никого не жалко, никого: ни тебя, ни меня, ни его». Важным достижением режиссерской работы можно считать совмещение этой пронзительной музыки с осенними и зимними пейзажами российской глубинки, показанными из окна автомобиля. Как режиссер Петр Буслов придумал множество ярких постановочных решений: колоритные разборки с местными бандитами на заправке и возле придорожного кафе, пир милиционеров, сидящих за длинным столом, как персонажи «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, драка с дальнобойщиками, кровавая схватка с милицейским патрулем в финале фильма. В своих дальнейших работах Буслов тоже будет создавать такие режиссерские жемчужины, через которые можно рассматривать смысл и сверхзадачи фильма. В ленте «Высоцкий. Спасибо, что живой» яркой находкой станет сцена с увязшей в грязи машиной, которую Высоцкий единолично выталкивает на дорогу, а еще забавнейшие торги за ковер на узбекском базаре, где Высоцкий лицедействует в образе восточного торговца. Драка русских туристов с местными жителями в Индии, исступленный крик дауншифтера (Петр Федоров) о России стали глубочайшими сценами в фильме «Родина».

Метод Петра Буслова – это масштабирование идей короткометражной режиссуры в большой сюжет. Кинокритик Сергей Кудрявцев лучшей картиной Петра Буслова считает черно-белую студенческую короткометражку «Тяжелая работа старых мойр», где в эстетике немого кино показана предопределенность судьбы каждого из нас. Есть еще новелла «Срочный ремонт» из альманаха «Короткое замыкание», в которой обыкновенный обувщик-ремонтник представлен как настоящий художник и творец, создающий из обуви клиентов целую любовную драматургию. «Бумер» можно рассматривать как учебное пособие по кинорежиссуре, где есть все режиссерские достоинства известных лент, вышедших вместе с «Бумером» в том же 2003 году. Есть холодный воздух смерти «Возвращения» Андрея Звягинцева, социальное отчаяние героев «Магнитных бурь» Вадима Абдрашитова, убедительная фактура русской глуши из «Старух» Геннадия Сидорова. Эти картины были представлены в режиссерской номинации кинопремии «Ника». Выиграл в итоге Абдрашитов, у которого Петр Буслов учился в мастерской ВГИКа.

С момента премьеры прошло 20 лет, но «Бумер» при этом не устарел визуально. Российская повседневная реальность рукотворно сконструирована камерой оператора Даниила Гуревича, выпускника операторского факультета ВГИКа, погибшего при сходе ледника в Кармадонском ущелье вместе со съемочной группой Сергея Бодрова-младшего. Гуревичу на момент гибели не было и 30 лет, уже на уровне студенческих работ он был признан одним из самых одаренных отечественных операторов. Кстати, авторы компьютерной игры «Бумер. Сорванные башни» тоже почувствовали урбанистическую точность вселенной «Бумера» и попытались ее повторить, включив в игру киоски «Союзпечать», дальнобойные фуры, пистолеты ТТ, панельные пятиэтажки, дощатые заборы, трактора, многокилометровую лесополосу. Игра получила крайне низкие оценки от ведущих игровых изданий, а известный видеоблогер назвал ее многочасовой ездой в огромное «ничего» из-за примитивного конструкта миссий, которые нужно пройти игроку. Примечательно, что именно таким отъездом в «ничего» и завершается картина в самых последних кадрах.

Сценарий «Бумера» содержит случайности (предупреждение об опасности через звонок на радио), допущения (трижды появляющийся милицейский патруль), недостоверности (мобильный телефон, работающий без зарядки больше недели). Вместе с этим в структуре сценария есть интересные драматургические повороты в виде флешбеков и флешфорвардов, когда действие переносится в будущее. Флешфорварды связаны с хулиганом-подростком, коррумпированным милиционером на дороге, дальнобойщиком и девушкой, в которую влюбляется бандит Петя Рама. Исследователь из Высшей школы экономики Вадим Радаев в своей книге «Смотрим кино, понимаем жизнь» отмечает, что встречные персонажи, помогающие главным героям, наделяются особой силой, а персонажей-злодеев настигает возмездие неведомой силы. Радаев видит в «Бумере» даже не эпические, а евангелические черты, сравнивая финал картины с восхождением на Голгофу. Сюжет в «Бумере» с первых минут развивается настолько стремительно, что напоминает рассказы Шукшина, где завязка обозначена в самом первом предложении.

Финальная сцена картины, где герои совершают неудачный налет на компьютерный магазин, находит удивительные подтверждения в реальной российской жизни и международной игровой индустрии. «Бумер» находится на грани 3D-шутера и беспощадной жизненной правды, жанрового гангстерского кино и авторской драмы. Такое сложное сочетание дало многим повод говорить о наличии в «Бумере» романтизации бандитского образа жизни. Этот подход к картине значительно упрощает ее содержание, но структура фильма и его профессиональные достоинства заставляют увидеть в картине социальное и социологическое отражение жизни всего постсоветского общества.

Михаил МОРОЗОВ, ведущий специалист Министерства образования и науки Калужской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте