search
main
0

Мы идем в поход

Мы идем в поход

Лето, солнце, хорошее настроение. Что еще нужно, для того чтобы отправиться в необычное путешествие с самой невероятной и особенной командой?

 

Мы не случайно говорим про совершенно особенное путешествие, ведь туда отправляются особенные дети – дети с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Это ребята, которые так же хотят дружить, общаться, развиваться, как и все другие, но у них есть определенные ограничения и особенности развития. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями и РАС отмечаются низкий уровень социального взаимодействия, узость интересов, неумение оценивать сложившуюся ситуацию и своевременно предлагать варианты ее решения. Такие ребята не всегда понимают, как себя вести в различных жизненных ситуациях, не всегда могут управлять своим поведением, испытывают трудности в выражении своих потребностей и эмоций, в планировании и самоконтроле.

Именно для таких обучающихся в СКОШИ №52 созданы специальные образовательные условия, в рамках которых реализуются соответствующие адаптированные образовательные программы, в том числе адаптированные программы дополнительного образования. Дополнительное образование обладает особым потенциалом для развития личности ребенка с умственной отсталостью и РАС. Оно создает личностно образующую культурную среду, которая вместе с тем дает возможность обучающимся попробовать себя в многообразии видов деятельности наряду с основной – учебной. В нашей школе организовано объединение дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Топ-топ», в котором в качестве основных решаются задачи формирования жизненных компетенций, развития личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью и РАС. В объединении реализуются различные виды деятельности, такие как экологические экспедиции, туристские походы, исследовательская и проектная деятельность и многое другое, имеющее практико-ориентированную направленность. Умения и навыки обучающихся, полученные в урочной деятельности, расширяются и дополняются знаниями о жизни, специальных областях культуры, о самом себе в рамках дополнительного образования.

Благодаря работе опытных педагогов и наставников СКОШИ №52, взаимодействию школы и родителей, поддержке специалистов центра «Гермес» и Лаборатории путешествий наши ребята получили уникальную возможность реализовать свою мечту и побывать в настоящем туристском походе 1‑й степени пешего маршрута в Республике Карелия летом 2022 года. Ребята смогли проявить навыки самостоятельности: готовили еду на костре, пели песни под гитару, разговаривали о самом сокровенном и встречали рассветы. В условиях похода ребята приобрели бесценный опыт, смогли применить на практике полученные теоретические знания и умения. Походная жизнь стала мощным стимулом для развития жизненных компетенций обучающихся, положительно сказалась на социализации и позволила улучшить навыки коммуникативного взаимодействия ребят. Первый опыт позволил им открыть для себя новые горизонты, посмотреть мир и почувствовать себя его полноценной частью, не чувствуя ограничений и преград. В дальнейшем педагоги нашей школы уже самостоятельно стали организовывать походы выходного дня.

Теперь мы знаем, что поход – это серьезное и ответственное мероприятие. Для того чтобы отправиться в поход, нужна тщательная специальная подготовка. Ребята под руководством педагогов обучаются правильно выбирать место для стоянки, устанавливать палатку, вязать узлы, заготавливать дрова, обустраивать костровище, готовить еду в полевых условиях, соблюдать необходимую технику безопасности. Также обучающиеся получают уникальный опыт спортивного ориентирования в условиях дикой природы, учатся ориентироваться по карте и компасу, двигаться по заданному азимуту и многому другому, а самое главное – они становятся единой командой, учатся работать слаженно, как единый механизм. Хорошо организованная и подготовленная туристская группа – это тесный и сплоченный коллектив, где каждый выполняет свое дело, а все вместе действуют согласованно. Постоянное и систематическое выполнение действий, связанных с жизнью для всей группы, постепенно формирует в обучающихся чувства взаимной ответственности, коллективизма, приучает работать для коллектива.

Совместно с педагогами обучающиеся с интеллектуальными нарушениями и РАС продумывают новые интересные маршруты, соответствующие их уровню подготовки, собирают необходимое снаряжение, определяют меню на несколько дней, выбирают продукты питания, учитывают все нюансы, которые могут возникнуть в процессе предстоящего путешествия. И вот мы уже готовы отправиться в путь, навстречу новым приключениям!

Настоящий поход – это универсальное средство воспитания лучших человеческих качеств: доброты и взаимовыручки, ответственности и целеустремленности, физической выносливости и способности сопереживать. Для детей с интеллектуальными нарушениями и РАС это уникальная возможность применить на практике те знания, умения и навыки, которые они получали на уроках и занятиях в школе, а также закрепить тот уникальный опыт, который они приобрели ранее в процессе подготовки к походу. Главная цель педагогов и родителей детей с интеллектуальными нарушениями и РАС – это социализация ребят, и именно туристско-краеведческая деятельность дает возможность адаптировать данную категорию детей к реальным жизненным ситуациям и сформировать необходимые жизненные компетенции.

Любой поход позволяет раздвинуть границы и помочь ребятам увидеть, сколько интересного и удивительного рядом: в нашем районе, городе, области, стране. Дети всегда тянутся к неравнодушным педагогам, имеющим способность удивлять и готовым отправиться навстречу приключениям и своей мечте. Мечты так и остаются мечтами, если к ним не идти…

Татьяна АРТАМОНОВА, учитель-логопед, педагог дополнительного образования специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №52;
Юлия ВЛАСОВА, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №52

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте