Кажется, только вчера прозвенел последний звонок 2022-2023 учебного года, а уже сегодня начался новый учебный год с подготовкой к занятиям, проверкой тетрадей и выставлением отметок. Что нам ожидать в этом учебном году?
Снова и снова пытаюсь проиграть в голове краткую и грозную фразу: «ЕГЭ по математике профильного уровня». Кому-то он кажется ужасным, кто-то воспринимает этот экзамен как очередной вызов. Однако учителям математики в плане глобальных изменений в структуре экзамена обычно везет. Поскольку математика – наука фундаментальная, то и изменения в экзаменационных заданиях вполне предсказуемы, понятны и происходят с интервалом в несколько лет.
Ежегодно в конце августа – начале сентября я как учитель выпускных классов задаюсь одним и тем же вопросом: какие пособия использовать для подготовки к экзамену по профильной математике в классе и индивидуально? Ответ на него я нашел для себя достаточно давно – как только начал работать в выпускных классах.
Решение на самом деле достаточно простое и эффективное. В новом учебном году название выбранного учебного пособия звучит так: «ЕГЭ-2024. Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ». Каждый год просматриваю новые задачники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и в большинстве задачников, к сожалению, вижу только повторение заданий, а иногда даже целых вариантов из задачников прошлых лет. Данное издание не имеет этой болезни. Отмечу несколько важных моментов этого пособия.
Во-первых, в пособии учтены изменения текущего года, которые отражены в демоверсии экзамена по профильной математике. В этом году добавлено одно задание по геометрии в первой части экзамена (рис. 1), и количество заданий снова стало равно 19, как это было в 2021 году. Данное задание проверяет умения определять координаты точки, вектора, производить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами (код 13 по перечню проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; код 7.5 по перечню элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по математике). Задание в пособии представлено в исчерпывающем многообразии формулировок, начиная с поиска скалярного произведения и заканчивая поиском угла между векторами (рис. 2).
Для выпускников появление нового задания первой части означает повышение первичного балла на один балл за первую часть работы, а вот тестовый балл работы, который можно набрать за первую часть, повышается сразу с 64 в прошлом году до 66 в текущем году.
Вторая часть экзаменационных заданий также представлена во всей красе. Их семь, как и в прошлом году. Изменений в структуре заданий и критериях оценивания по сравнению с прошлым годом не произошло, и в сборнике присутствует традиционный подробный разбор шести вариантов с примерными образцами выполнения работ, что позволит выпускнику и педагогу сверить свое решение с рекомендованным оформлением.
Во второй части хотелось бы обратить внимание на самое решаемое задание второй части. В нынешнем году это задание 13 (рис. 3 и 4). Конечно, речь идет об уравнениях – на мой взгляд, самом любимом объекте изучения многих выпускников. Его решают или пытаются решать практически все. Вот где пища для размышлений и многообразие заданий – от самых понятных до достаточно сложных. Подборка заданий действительно впечатляет и позволяет вспомнить практически все возможные способы и комбинации способов решения уравнений, которые учащиеся изучили в процессе обучения в школе.
Во-вторых, каждый из авторов является разработчиком заданий для КИМов. Поэтому в сборнике мы можем наблюдать примерный уровень экзаменационных заданий, а учащиеся могут проверить свои силы в решении таких задач.
В-третьих, в книге представлены 50 полноценных вариантов, а значит, содержится 50 сложных уравнений, 50 неравенств, 50 экономических задач. И новых задач по геометрии на векторы тоже ровно 50. И все они соответствуют по структуре и содержанию новой демоверсии.
Всем коллегам рекомендую данное учебное пособие.
Вячеслав НОВОКРЕЩЕНОВ, учитель математики школы №237, Санкт-Петербург
Комментарии