Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Многие ли из нас задумываются о том, сколько времени успешные спортсмены уделяют скучным и однообразным упражнениям на пути к своим рекордам? А ведь такие тренировки являются неотъемлемой частью обучения любого спортсмена. Конечно, чемпионами становятся далеко не все, но хорошая физическая подготовка – уже отличный результат! Так и с изучением математики в школе. Учеными станут далеко не все, однако овладение математическим инструментарием помогает лучше понимать окружающий мир, критически оценивать происходящее и применять эти знания с пользой для жизни.
Проверить владение основными математическими понятиями и методами призван ЕГЭ базового уровня. В 2020 году в силу известных обстоятельств этот экзамен не состоялся, однако не отменен, поэтому на пороге нового учебного года самое время задуматься о начале подготовки к нему и ученикам, и учителям.
Сделать выбор необходимого учебного пособия следует, на мой взгляд, руководствуясь простыми критериями: вызывающие доверие авторы, качество заданий и их количество. Именно поэтому я рекомендую пособие «Математика. Базовый уровень» издательства «Экзамен» под редакцией Ивана Валериевича Ященко, который известен в математическом образовании не только как руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, но и как ученый и популяризатор науки, чье имя само по себе является гарантией качества заданий, представленных в книге, а также их соответствия новой демоверсии экзамена.
Очевидным плюсом этого пособия является количество – 50! – представленных вариантов. Целых 50 подходов по 20 упражнений – отличная тренировка для подготовки к ЕГЭ! Для учителя это возможность выдать для проверки каждому ученику персональный вариант, а для ребят – самостоятельно отработать то или иное задание.
Многие пренебрежительно относятся к вопросу подготовки к экзамену базового уровня, полагая, что у них достаточно имеющихся знаний и навыков. В этом есть своя правда, однако многие из заданий в учебниках не встретишь, пусть даже из-за их простоты. А в напряженной обстановке экзамена порой можно забыть даже очевидное, невнимательно прочесть условие, растеряться от формулировки задания, котороую раньше не встречал. Такие ошибки самые обидные. Избежать их поможет хорошо организованная планомерная подготовка, а использование данного пособия сделает совместную работу учителя и обучающихся удобной и результативной.
Для меня нет ничего лучше, когда самый слабый ученик выходит с урока победителем. Если преодолеть себя и свою установку на то, что «математика – это не мое», становятся под силу любые задачи. Например, задание 20 из варианта 11, где нужно проявить смекалку:
«На ленте по разные стороны от середины отмечены две полоски: синяя и красная. Если разрезать ленту по красной полоске, то одна часть будет на 5 см длиннее другой. Если разрезать ленту по синей полоске, то одна часть будет на 15 см длиннее другой. Найти расстояние между полосками».
Схематический чертеж поможет понять, что разница между частями – это удвоенное расстояние от каждой полоски до середины ленты, тогда расстояние между полосками складывается из половины первой разницы и половины второй, и ответ получается «на пальцах» – 10 см.
Как правило, интерес ребят вызывают задания 12 – это фактически сюжеты из жизни, понятные детям, но требующие аккуратных вычислений. Рассмотрим задание 12 из варианта 26:
«Семья из трех человек планирует поехать из Москвы в Чебоксары. Можно поехать поездом, а можно – на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1921 рубль. Автомобиль расходует 7 литров бензина на 100 км пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина 45 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?»
Ребята из своего опыта сразу предполагают, что на машине дешевле; остается аккуратно подсчитать расходы и сравнить.
Разнообразие заданий пособия позволит не только отработать подход к решению таких задач и точность вычислений, но и приобрести полезные навыки для повседневной жизни.
Многие школьники недолюбливают геометрические задачи и даже не берутся за них. Отмечу, что в пособии рассмотрены, пожалуй, все типовые задания и по планиметрии, и по стереометрии, которые могут встретиться на экзамене. Методически верно скомплектованные задания по этой сложной теме позволят систематизировать знания, которые помогут выпускнику не только на экзамене, но и в дальнейшей учебе.
Пока я писала эту статью, со мной связался один из выпускников с просьбой проверить его решение практической задачи просто из жизни. Не утомляя подробностями, скажу, что эта стереометрическая задача свелась к нахождению катета по тангенсу угла и нахождению центрального угла по известному диаметру и длине соответствующей дуги. Прототипы этих задач я тут же обнаружила в пособии! И, кстати, свою задачу мой ученик решил верно.
Верно и то, что огромное количество людей любят спорт, не занимаясь им профессионально, балуют родных кулинарными экспериментами, не являясь шеф-поварами ресторанов, играют на любимом инструменте в кругу друзей, не пытаясь собирать концертные залы. И от этих занятий получают удовольствие и радость. В жизни все мы занимаемся математикой, порой не замечая этого, но получая удовольствие от верно принятого в результате математического расчета решения.
Коллеги, пожелаю вам и себе, чтобы ЕГЭ по математике доставил нашим ребятам радость от верно решенных задач и осознания своих математических способностей. Надеюсь, что пособие издательства «Экзамен» станет надежным помощником для подготовки к взятию этого рубежа.
Комментарии