Вебинар с таким названием провел Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Гостем онлайн-семинара стала директор Центра аттестации педагогических работников Лейсан Азнабаева.
Тема для вебинара была выбрана актуальная, это подтверждает то, что в нем приняли участие более 1200 работников образования. Открывая семинар, заместитель председателя рескома профсоюза Эмма Шагалеева отметила, что вопрос аттестации – многогранный и касается как личностного роста человека, так и повышения его квалификации и оплаты труда.
Аттестация педагогических работников началась еще в прошлом веке, более 40 лет назад. С тех пор она, конечно, претерпела много изменений. Нынешний порядок был закреплен в 2014 году и предусматривает два вида аттестации: на соответствие занимаемой должности и на установление квалификационной категории.
Сегодня в Башкирии около 80% работников образования имеют категорию. Как пояснили на вебинаре, аттестацию на соответствие занимаемой должности должны проходить те работники, у которых категории нет. Получается, что где-то 20%.
Но среди них есть определенная доля молодых специалистов, которые не подлежат аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности. Как и сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, где проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
А вот с аттестацией педагогов в целях установления квалификационной категории все посложнее. И хотя ее порядок вроде бы прописан в соответствующем приказе Минобрнауки России, все упирается в процедуры ее проведения. Они и стали тем камнем преткновения, об который спотыкаются не только учителя, но целые коллективы и даже регионы.
Дело в том, что положение об аттестации говорит об утилитарном подходе к процессу: оцениваются только результаты труда. А что такое результаты труда учителя или воспитателя в образовательной организации? Это то, что очень сложно измерить.
Тем более что в приказе говорится лаконично: первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе стабильных положительных результатов, а высшая – на основе достижения обучающимися положительной динамики результатов. И на этом все.
Поэтому когда в 2014 году появился приказ Минобра, Башкирский реском профсоюза совместно с региональным Министерством образования и Центром аттестации тесно поработали над тем, чтобы сделать процедуры аттестации в республике прозрачными, понятными и объективными.
Как результат, система аттестации педработников в Башкирии признана одной из лучших в России. Аттестация педагогов в регионе идет в основном по портфолио, то есть вся сложность для учителя заключается лишь в сборе документов. Но, как отметили на вебинаре, на местах иногда бывают перегибы, и порой создаются искусственные сложности для получения учителем или воспитателем категории, особенно высшей.
К примеру, каждый учебный год начинается с того, что работники подают заявление на аттестацию, а методические службы заставляют их давать открытые уроки. У воспитателей и учителей довольно часто возникает вопрос: а должны ли они это делать?
Действительно, в портфолио есть такой пункт, как трансляция педагогического опыта, и учитель вправе приложить к нему в том числе и открытый урок. Но он может быть проведен в любое время в межаттестационный период, который составляет пять лет.
Не менее часто задают педагоги вопросы и по поводу того, кто должен собирать портфолио. Это, конечно, обязанность самого работника, которому в этом вопросе содействует руководство образовательной организации. Главное, как отметили на вебинаре, – никто не имеет права препятствовать подаче работником заявления на прохождение аттестации.
Основную часть онлайн-семинара, почти полтора часа, составил блок ответов на вопросы участников. Работников образования, в частности, интересовало, в каких случаях продлевается категория, может ли полученная категория учителя по одному предмету распространятся на другой предмет, как результаты аттестации влияют на оплату труда. Посмотреть вебинар полностью можно в группе рескома профсоюза ВКонтакте.
Артур СУНАГАТУЛЛИН
Комментарии