Олег СОРОКИН, учитель истории и обществознания школы №77, получил на заочном конкурсе рекордное количество – 1348 – голосов.
Снова еду в трамвае в школу. В голове много интересных идей. Скоро встреча с учениками. Что нового я могу сообщить им сегодня? По времени один урок длится всего 45 минут, а так много хочется рассказать… Ребята в нашей школе учатся разные. В первое время, когда я только пришел работать сюда, долго не мог привыкнуть к тому, что в одном классе могут быть молодые люди разных возрастных групп. Есть ребята с богатым жизненным опытом, которые иногда лучше меня разбираются в семейных проблемах, знают, как отстаивать свои права в налоговой инспекции. А некоторые ученики могут рассказать, как пройти компьютерную игру от начала до конца, дадут практические советы, за какую команду болеть в предстоящем футбольном матче. Как же работать с таким коллективом? А главное, какими знаниями эти ребята должны обладать после окончания школы?Поиск ответов на эти вопросы оказался для меня непростым. Мне было интересно изучать проблемы молодежи в университете, а затем аспирантуре. Тогда, в теории, казалось все просто. Современное общество быстро трансформируется, оно становится мультикультурным, динамичным. Поэтому особенностями молодежного сознания становятся стихийность, виртуальность, клиповость. В таком обществе возрастает роль образования как инструмента креативной экономики, социального лифта. Выходит, что современный молодой человек, который оканчивает школу, должен уметь просчитывать риски, находить возможности для самореализации, быстро менять стратегии, строить планы. А это значит, что и процесс обучения и воспитания в школе должен стать по-настоящему личностно ориентированным. В центре системы образования должны находиться интересы и способности ученика. На практике все оказалось сложнее. Основной контингент учащихся нашей школы составляют ребята, которые оказались в сложной жизненной ситуации, воспитывались без родителей или в неблагополучных семьях, а кто-то – вынужден доучиваться, так как раньше у него не хватило на это времени. Педагоги и социологи обычно относят таких молодых людей к группам риска. Постепенно изучая эту группу, я пришел к пониманию того, что основой моей работы станет проблемное обучение, личностно значимый и общественно полезный пример. На уроках истории и обществознания мы стараемся рассматривать темы с разных сторон. Проводим параллели с реальной жизнью. Это важно для формирования критического мышления учащихся. Личным примером я стараюсь показать ученикам, как важно сегодня быть социально активным, проявлять свою гражданскую позицию. Я пишу научные статьи, выступаю на научных конференциях и на радиопередачах. Ведь еще Альберт Эйнштейн сказал, что «Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример».Какие ценности движут мною? Их немного: вера в прогресс, самосовершенствование, гуманизм. Главное, мне приятно осознавать, что я по-настоящему помогаю людям. Свое призвание я вижу в том, чтобы сокращать в нашем обществе армию безучастных потребителей-индивидуалистов и увеличивать людей с активной жизненной позицией, готовых творить и воплощать свои идеи на практике. Надо готовить поколение профессионалов, обладающих с одной стороны высокой степенью адаптивности, а с другой стороны, умеющих преобразовывать окружающую среду….Мысли прерываются. Объявляют мою остановку. Выхожу из трамвая. Я знаю, что делать, я на правильном пути!
Комментарии