Эту статью о пятой, юбилейной Всероссийской олимпиаде педагогов начальной школы «Мой первый учитель» спешу начать… небольшим интервью с победителем, точнее с лидером 2022 года. Вы, конечно, помните, что лидера на этой нестандартной олимпиаде выбирают «всем миром» – участники, жюри, гости, присутствующие в зале. И если весь зал хором кричит от радости, услышав имя «Юлия Чернова», что это значит? Конечно, то, что выбор верен и справедлив.
Все свои
Итак, между двумя глотками сока на фуршете спешу поздравить учителя начальных классов лицея №83 – Центра образования Приволжского района Казани Юлию Ивановну Чернову с чистой победой. И она говорит, что стесняется такого публичного внимания. Я удивлена – на конкурсных испытаниях Юлия была боевой, активной.
– Я такая перед детьми. Перед взрослыми мне немного дискомфортно. Дети живо реагируют на любое изменение в моей мимике, в голосе. Взрослые сдерживают себя, свои эмоции, в ответ на улыбку не всегда улыбнутся…
– Как же вы решились участвовать в олимпиаде?
– У нас проходил вебинар, повышение квалификации онлайн. После него завуч мне настойчиво предложила посмотреть положение об олимпиаде «Мой первый учитель».
– Что привлекло в этом документе?
– Раньше я не слышала о таком конкурсе. Наверное, это и сыграло роль. В районном «Учителе года» участвовала, но не прошла даже на городской этап. А тут новый конкурс. К тому же именно для учителей начальных классов. У меня екнуло что-то, думаю: почему бы не попробовать? Все свои.
– Что вам принесло радость на олимпиаде?
– Мне очень понравились люди. Я люблю красивых людей, а здесь их было много. Когда находишься в такой обстановке, у тебя расправляются крылья. Понравилось, что не было никакого соперничества. Мы помогали друг другу, болтали, и не только на олимпиадные темы. Было легко, как дома с друзьями.
– Что было самым сложным?
– Собраться за секунду до выступления. Надо выходить, и в этот миг обычно происходит самое страшное. Как бы ты прекрасно ни владел материалом (а я же рассказываю о том, что делаю, что умею), в этот момент в голове чистый лист, руки дрожат.
– Умеете собой управлять?
– Нет, научилась здесь.
– Ваш коллега по олимпиаде, Дмитрий Казанцев из Пермского края, сказал: «Профессия учителя – мужская». А вы как думаете, любой человек может быть педагогом начальных классов?
– Профессия учителя – для тех людей, мужчин и женщин, у кого большое сердце, кто способен частичку себя подарить маленьким детям. А они в ответ подарят частичку своего сердца.
– Педагог начальной школы – это друг, наставник для детей или кто-то еще?
– Мне кажется, это смесь. В первые школьные дни ребенку нужен добрый друг. Потом ребенок привыкает, и ему необходимо, чтобы кто-то его направлял. Друг отступает, но не уходит. Это как пирамидка – одно встает на второе…
Интервью проходило в тот момент, когда все покидали блестящие залы Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, где снова, как и несколько лет назад, проходила олимпиада «Мой первый учитель». Но давайте вспомним, с чего все началось.
Юбилейное открытие
Открытие олимпиады «Мой первый учитель»-2022 и установочный семинар для участников прошли в Голубом зале Герценовского университета. Олимпиаде 5 лет, университету – 225. И так эти события сошлись, что в осеннем, традиционно пасмурном Петербурге засияло солнце. Сочетание роскошных исторических интерьеров и современных нарядов… С портретов на современных учителей начальных классов смотрят педагоги, составляющие славу России… Ведущие начинают церемонию. И они тоже учителя! Член президиума Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования Антон Левцов и зампредседателя Совета молодых педагогов Приморского района Санкт-Петербурга Екатерина Герус.
Волнуются и улыбаются участникам представители соучредителей олимпиады – Общероссийского Профсоюза образования, Российской академии образования, РГПУ имени А.И.Герцена, Московского городского педагогического университета, Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Питерцы-хозяева элегантны и спокойны.
Главный специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров комитета образования Санкт-Петербурга Евгения Вилутене:
– В нашем городе соревнуются многие педагоги. Но учителей начальных классов мы встречаем с особым трепетом. Не знаю, как вы выбираете второго… ведь все они первые! Это, наверное, очень трудно. Председатель Комитета Наталия Геннадьевна Путиловская передала каждому из вас пожелание победы.
Проректор по общим вопросам РГПУ имени А.И.Герцена Татьяна Рыборецкая:
– За годы проведения олимпиады в ней заочно приняли участие свыше четырех с половиной тысяч педагогов начальной школы. Желаем, чтобы стены нашего университета вдохновили вас.
Ольга Ключко, председатель жюри, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета:
– У нас сложилась традиция не рассматривать нашу олимпиаду как конкурс, а считать ее местом профессионального развития, сотворчества людей, искренне заинтересованных в своей профессии.
Аккуратные музыкальные вставки в церемонии открытия – романтика в исполнении преподавателей студенческого Дворца культуры РГПУ имени А.И.Герцена. Это художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкального театра драмы и комедии Андрей Егоров и солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, киноартист Владимир Ярош. Сочные голоса, качественный вокал!
29 финалистов олимпиады подходят к ведущим и секретарю – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елене Елшиной, чтобы получить свой номер очередности выступления на третьем очном туре. Не истощается фантазия организаторов – каждый раз новая идея для жеребьевки! На этот раз номера закреплены на жетонах Санкт-Петербургского метрополитена. Прозвучало как шутка, но все серьезно: «Жетоны обработаны антисептиком!».
Легкая пауза – и Елена Станиславовна переходит от жеребьевки к установочному семинару:
– Я с удовольствием отмечаю, что выпускники нашей олимпиады, придя на нее только педагогами, постепенно становятся заместителями директоров школ, директорами. То есть олимпиада – это возможность роста.
Важная, наверное, даже главная задача установочного семинара – вдохновить. Вряд ли ночью стоит бросаться переписывать выступление. А вот поверить в свои силы надо! Эту уверенность дают коллеги, лидеры олимпиады.
Анна Данилова, лидер олимпиады 2019 года:
– Мы смотрели ваши проекты, теперь мы с вами встретились. И то, что вы здесь, говорит о том, что вы профессионалы своего дела. Осталось дело за малым – расширить свои компетенции, круг общения. Мы отмечаем во время олимпиады одинаковые проблемы, с которыми сталкиваемся в работе. И находим пути решения этих проблем.
Ирина Лукина, лидер олимпиады 2020 года:
– Я завидую вам, участникам. Олимпиада дает такой мощный потенциал для дальнейшего развития! Вы получаете огромное количество идей для дальнейшей работы. Вы делаете открытия. Каждый ваш проект для меня тоже открытие, возможность сделать шаг вперед.
Несколько слов руководителя Учебного центра профсоюза Елены Масленниковой о важных оргмоментах программы. И все расходятся до утра.
Поразившие жюри
Я как журналист с удовольствием посетила выступления финалистов олимпиады в трех номинациях: предметной, посвященных социально-воспитательной деятельности и психолого-педагогическому сопровождению. И могла бы рассказать о них. Но… зачем? Лучше ознакомьтесь со сборником методических материалов, где представлены все проекты участников 2022 года. Вот его электронный вариант: https://1-teacher.ru/metod-kopilka/sbornik-2022.pdf.
Напоминаю, что именно проекты педагоги представляют на заочном туре олимпиады, а на очном презентуют их промежуточные или итоговые результаты. Жюри очень внимательно слушает и задает вопросы, которые не только помогают понять свои плюсы и минусы, но и наметить перспективы развития.
Незаметно заканчиваются испытания – и все едут в среднюю школу №235 имени Д.Д.Шостаковича Санкт-Петербурга, где работает Галина Игнатьева, один из трех победителей 2021 года. Здесь запланирована насыщенная программа – живые музыкальные номера, экскурсии, проектная деятельность, антиконференция и подведение промежуточных итогов олимпиады.
Мы не только узнали о школе, но и стали участниками импровизированного летнего лагеря, который в реальности работает в школе. Участники олимпиады сыграли роли воспитанников одного из отрядов – пели, танцевали, отвечали на вопросы интеллектуальной игры в стиле квиз.
На антиконференции с докладами выступили победители и лидеры прошлых лет, в том числе лидер олимпиады 2021 года Михаил Бутяев. Было очень интересно!
И вот час икс настал. Всем участникам вручают дипломы и сладкие сувениры от Межрегиональной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Плакетку-свидетельство федеральной площадки официальных мероприятий Общероссийского Профсоюза образования получила школа №235, столь гостеприимно принявшая коллег со всей страны.
Звучат имена лауреатов. А также – что очень важно – выводы, которые делают председатели жюри в номинациях.
«Предметная образовательная деятельность». Людмила Савинова, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И.Герцена:
– Каждый год мы отмечаем какую-то особенность участников. В этом году явно проявилось ваше умение отбирать из накопленного материала то, что эффективно работает, и изобретать что-то новое. Были абсолютные новаторы, смелые педагоги. Были те, кто очень четко, на основе критериев, показал, что он сделал и почему те или иные задания должны войти в проект. Все пять лет, находясь в этой номинации, мы испытываем гордость за учителей начальной школы.
«Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер». Наталья Белинова, завкафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина:
– В нашей номинации сегодня был фейерверк проектов, не было повторяющихся идей. Были тренды инновационные – обеспечение технологического суверенитета, были цифровые сквозные технологии, был яркий этнокультурный компонент. И за каждым проектом стоит очень плотный событийный ряд. Наша номинация непредметная, это неурочная деятельность – то, на что в школе обычно не хватает времени. Это просто поразительно!
«Психолого-педагогическое сопровождение». Ольга Ключко, профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета:
– Что касается нашей номинации, мы всегда были в непростой ситуации. Всем понятно, что такое образовательная и воспитательная деятельность. А вот что это за сопровождение, что оно должно в себя включать, какую среду и условия для развития детей – это на первых олимпиадах вызывало вопросов больше, чем ответов. И вот сейчас, на 5-й олимпиаде, мы увидели систему работы. Педагоги работают в партнерстве с дефектологами, психологами, воспитателями групп продленного дня, педагогами дополнительного образования.
Финал
Какое счастье, что в наши дни не обязательно лично присутствовать на событии, чтобы стать его участником! Четвертый тур транслировался в прямом эфире. И два испытания для лауреатов олимпиады, и форум «Начальное образование – территория открытий», и финал с церемонией награждения можно было увидеть своими глазами. Запись доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=r5o0PjqPK8c.
Чистое удовольствие – модерировать мастер-классы. Ты ближе всех к участникам и видишь все детали! А лауреаты, хочу отметить, очень профессиональны. Приглашают фокус-группы, используют лабораторное и иное оборудование, показывают прекрасные презентации.
Педагогический совет, который вел научный руководитель Учебного центра профсоюза Раис Загидуллин, был посвящен обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Тему обсудили со всех сторон, а в финале – «нестандартный» вопрос: «Ваша учительская мечта». Конечно, все мечты педагогов касались детей – чтобы воспитанники реализовались, социализировались, нашли свое место в жизни, стали настоящими гражданами своей страны и просто хорошими людьми, были счастливы. А вот Юлия Чернова (вы уже знаете, что она стала лидером олимпиады 2022 года) вдруг сказала:
– Я буду немного эгоисткой. Я мечтаю, чтобы бумажная нагрузка учителя снизилась максимально, а все свое оставшееся время я смогла бы уделить детям.
И все с ней согласились, конечно!
С непростой задачей выбрать тройку победителей Большое жюри олимпиады под руководством и.о. вице-президента Российской академии образования, декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Басюка справилось весьма оперативно.
Особый гость олимпиады Ольга Васильева, президент РАО, искренне говорила, обращаясь к педагогам, важные вещи:
– Не случайно олимпиада, которую организовали профсоюз и Российская академия образования, посвящена учителям начальных классов. Первого учителя мы помним всю жизнь, он создает спокойствие, душевное равновесие маленького ребенка, определяет его будущее. Я считаю, что нужно поднять в общественном сознании статус первого учителя, учителя начальных классов.
Мы подошли к печальному факту – у нас практически нет современных научных трудов в области дошкольного и начального образования.
Я благодарю профсоюз! Совместно мы открыли лабораторию, которая с точки зрения науки будет изучать все проблемы труда современного учителя.
А зампредседателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова отметила:
– Олимпиада – замечательная площадка для обмена педагогическими практиками, идеями, которые обязательно будут развиты в научных исследованиях. Мы надеемся, что олимпиада будет жить, развиваться.
И вот тройка победителей!
Юлия Чернова, учитель начальных классов лицея №83 – Центра образования Казани Республики Татарстан. Ее объявила зампредседателя профсоюза Татьяна Куприянова.
Светлана Боярская, учитель начальных классов средней школы №15 Тюмени. Конверт с ее именем вскрыла президент РАО Ольга Васильева.
Вероника Дмитриева, учитель начальных классов средней школы №4 города Апатиты Мурманской области. Ее имя назвал ректор РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Тарасов.
Вы уже знаете, кто стал лидером. Диплом и подарок от профсоюза Юлии Черновой вручила Татьяна Викторовна Куприянова.
Интересно, что тот же выбор сделало экспертное сообщество олимпиады, те самые 180 коллег, которые целый день наблюдали за олимпиадой онлайн. Спасибо, коллеги!
Оксана РОДИОНОВА
Лауреаты V Всероссийской олимпиады педагогов
начальной школы «Мой первый учитель»
Номинация «Предметная образовательная деятельность»
Елена КУЗНЕЦОВА, учитель начальных классов, тьютор лицея №4 имени Героя Советского Союза Г.Б.Злотина Орла
Лилия САФИУЛЛИНА, учитель начальных классов средней школы №73 Казани, Республика Татарстан
Юлия ЧЕРНОВА, учитель начальных классов лицея №83 – Центра образования Казани, Республика Татарстан
Номинация «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер»
Светлана БОЯРСКАЯ, учитель начальных классов средней школы №15 Тюмени
Дмитрий КАЗАНЦЕВ, учитель начальных классов Платошинской средней школы, Пермский край
Татьяна ТАРАКАНОВА, учитель начальных классов, заместитель директора школы с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р.Алексеева Нижнего Новгорода
Номинация «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся»
Любовь ГОРЯЧЕВА, учитель начальных классов средней школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю.А.Овчинникова Красноярска
Вероника ДМИТРИЕВА, учитель начальных классов средней школы №4 города Апатиты, Мурманская область
Алина КЕЦКАЛО, педагог-психолог центра развития ребенка – детского сада №111 Тюмени
Комментарии