Создание и поддержание единства профсоюзной структуры составляет одну из основных задач профессиональных союзов. Вместе с тем на практике бывают случаи выхода первичных профсоюзных организаций из состава общероссийских профсоюзов. Одно из таких решений было оспорено в судебном порядке. Судом решение конференции первичной профсоюзной организации в части утверждения устава профсоюзной организации было признано недействительным. Проанализируем это судебное решение с двух точек зрения: наличия или отсутствия у первичной профсоюзной организации права на принятие решения о выходе из состава профсоюза и соблюдения конституционного права на объединение граждан, которые являются членами данного профсоюза и состоят на учете в первичной профсоюзной организации.
Конвенция Международной организации труда №87 относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию[1] провозглашает право трудящихся создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам последних (курсив наш. – В.С., Г.Р.). В свою очередь организации трудящихся имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность.
Российское законодательство в полной мере развивает данные положения. Так, любые общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (статья 15 Федерального закона «Об общественных объединениях»[2]). Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы и структуру (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[3] (далее – Закон о профсоюзах).
Данные нормы являются основой для самостоятельного определения каждым из профсоюзов своей структуры (прежде всего, системы профсоюзных организаций и их структурных подразделений), обусловленной потребностями достижения целей и задач деятельности профсоюза, правил взаимоотношений между различными профсоюзными организациями, компетенции профсоюзных органов. Соответственно, и члены профсоюза, и профсоюзные организации, и профсоюзные органы обязаны подчиняться требованиям устава соответствующего профсоюза.
В частности, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Общероссийский Профсоюз образования, Профсоюз), объединяющий более 3,5 млн работников сферы образования и обучающихся, самостоятельно организует свою деятельность, разрабатывает и утверждает свои устав, структуру, в том числе создает профсоюзные организации и их структурные подразделения (п. 5 ст. 1 устава Профсоюза).
В структуру одного из крупнейших профсоюзов в Российской Федерации входят первичные профсоюзные организации, территориальные организации Профсоюза, региональные (межрегиональные) организации Профсоюза. Структура Профсоюза определена его уставом и является обязательной для профсоюзных организаций всех уровней.
Вместе с тем, несмотря на установленную законодательством и уставом Профсоюза норму о единстве профсоюзной структуры, доказывать тот факт, что все профсоюзные организации образуют единую целую организацию (Общероссийский Профсоюз образования), пришлось в суде.
Причиной, по которой Профсоюз был вынужден обратиться в суд, стало решение конференции Профсоюзной организации сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в соответствии с которым данная профсоюзная организация не относилась к первичным и не входила в структуру Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Показательно, что информация об утверждении устава первичной профсоюзной организации не направлялась в межрегиональную организацию Профсоюза, а была случайно обнаружена на сайте первичной профсоюзной организации. Впоследствии было установлено, что 24 апреля 2019 года решением конференции Профсоюзной организации сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого был утвержден ее устав, принятием которого фактически был осуществлен самовольный выход первичной профсоюзной организации из единой структуры общероссийского профсоюза. Данное решение было оспорено Межрегиональной организацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования в судебном порядке.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 октября 2021 года[4] решение конференции первичной профсоюзной организации в части утверждения ее устава было признано недействительным. Данное решение было обжаловано в апелляционном порядке, оставлено Санкт-Петербургским городским судом без изменений и вступило в законную силу.
В обоснование принятого судом решения были положены следующие положения: 1) первичная профсоюзная организация является частью общероссийского профсоюза и не имеет права на принятие решения о выходе из состава профсоюза; 2) выход первичной профсоюзной организации из состава общероссийского профсоюза нарушает конституционное право на объединение граждан, которые являются членами данного профсоюза и состоят на учете в первичной профсоюзной организации.
Рассмотрим эти положения более подробно.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона о профсоюзах первичная профсоюзная организация – это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя – индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. Первичная профсоюзная организация может существовать не самостоятельно, а только в качестве структурной единицы какого-либо общероссийского или межрегионального профсоюза[5], подчиняясь требованиям устава соответствующего профсоюза, в том числе и в части ее реорганизации или ликвидации.
Устав Общероссийского Профсоюза образования предусматривает осуществление деятельности первичной профсоюзной организации на основании данного единого устава (п. 10 ст. 1 устава Профсоюза). Им не предусмотрена возможность осуществления деятельности первичной профсоюзной организации на основании собственного устава. Вопрос самовольного выхода из структуры Общероссийского Профсоюза образования не входит в компетенцию конференции первичной профсоюзной организации.
При этом первичная профсоюзная организация может обладать правами юридического лица и обособленным имуществом. Однако данный факт не является подтверждением тезиса о том, что общероссийские профсоюзы имеют ассоциативную природу в силу наличия в их составе иных юридических лиц. Сторонники этого тезиса указывают, что с точки зрения гражданского законодательства организационно-правовой формой некоммерческого юридического лица, состоящего из членов – иных юридических лиц, могут быть только ассоциации [Новикова 2015: 106].
Однако членами профсоюза, как и первичной профсоюзной организации, являются не юридические лица, а граждане, объединившиеся в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Поэтому в профсоюзе членов – юридических лиц попросту нет, а образование внутри профсоюзной структуры самостоятельных субъектов имущественного оборота не наделяет таковых статусом члена профсоюза, что лишает дискуссию об ассоциативной природе профсоюза какого-либо практического смысла.
Не менее неточным представляется и следующий тезис: вследствие того, что любая первичная профсоюзная организация создается по волеизъявлению ее учредителей (членов профсоюза), а не отраслевого профсоюза, функционирует в качестве самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, самостоятельно избирает своего руководителя (и формирует органы управления и контроля), ссылка на то, что первичная профсоюзная организация является структурным подразделением всероссийского или регионального профсоюза и в связи с этим не имеет права выйти из ее состава, представляется несостоятельной [Новикова 2015: 108].
Действительно, первичная профсоюзная организация наиболее близка к конкретным работникам, которые в большинстве своем оценивают деятельность профсоюза через работу именно первичной профсоюзной организации. Граждане (члены профсоюза) создают первичную профсоюзную организацию, которая, надо отметить, совсем не обязательно функционирует в качестве самостоятельного субъекта гражданских правоотношений. Но создают ее не просто граждане, а члены профсоюза, причем именно как часть соответствующего профсоюза, а не в качестве самостоятельной организации.
Более того, в своей деятельности первичная профсоюзная организация пользуется помощью (в самых различных формах) профсоюзных организаций более высокого уровня. В конкретных ситуациях можно оценивать эту помощь как недостаточную, но отрицать ее существование полностью представляется невозможным, хотя бы в части методических материалов, обмена опытом и контактами с иными первичными профсоюзными организациями, вовлеченности в сферу действия соглашений, заключаемых как в целом профсоюзом, так и его региональными (межрегиональными) организациями профсоюза.
Необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об общественных объединениях» собственниками имущества являются непосредственно общественные организации, обладающие правами юридического лица; каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. Наделение же самостоятельным имуществом первичной профсоюзной организации не означает передачу этого имущества в ее собственность и осуществляется на основании решения соответствующего органа профсоюза. Поэтому выход первичной профсоюзной организации из состава профсоюза нарушал бы и имущественные права профсоюза.
Таким образом, выход первичной профсоюзной организации из состава профсоюза противоречил его уставу и не соответствовал теоретическим представлениям о месте такой организации в структуре профсоюза.
Теперь посмотрим на сложившуюся ситуацию с точки зрения прав членов профсоюза.
Первичная профсоюзная организация представляет собой форму объединения граждан, являющихся членами соответствующего профсоюза. Право на объединение, гарантированное нормами международного права и статьей 30 Конституции Российской Федерации[6], было реализовано каждым из них посредством вступления именно в общероссийский профсоюз, а не в первичную профсоюзную организацию (при всей важности связи работника с профсоюзной организацией, наиболее приближенной к его рабочему месту). Поэтому прекращать членство в профсоюзе должен каждый из его членов в индивидуальном порядке.
Праву на объединение свойственен и так называемый негативный аспект, состоящий в праве отказаться от участия в объединении. Данный аспект права на объединение закреплен в статье 30 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В соответствии со статьей 2 Закона о профсоюзах каждый имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них и выходить из профсоюзов.
Более того, «положительный» аспект свободы объединения, предполагающий активную деятельность человека, носит исключительно коллективный характер, поскольку может быть реализован только совместно с другими людьми, а «негативный» аспект указанного права является коррелятом индивидуальных начал в человеке [Бондарчук 2015: 79] и реализуется исключительно лично. Активные действия члена профсоюза по выходу из профсоюза, пусть и совершенные совместно с другими членами профсоюза, не утрачивают своего индивидуального характера и должны находить свое юридическое оформление посредством составления индивидуального документа в порядке, установленном уставом соответствующего профсоюза. Такие действия являются результатом внутреннего выбора конкретного лица без какого-либо определяющего воздействия извне, поскольку непременным признаком свободы, в том числе и свободы объединения, является добровольность выбора поведения [Снигирева 2021: 215].
При выходе же первичной профсоюзной организации из состава профсоюза данный аспект свободы объединения попросту игнорируется: решение о выходе принимается конференцией первичной профсоюзной организации, мнение каждого члена профсоюза, состоящего на учете в данной первичной профсоюзной организации, не испрашивается. Но и этим нарушение права на объединение не исчерпывается: члены профсоюза, не только не высказывавшие свое мнение, но и голосовавшие (или выступавшие) против выхода первичной профсоюзной организации из профсоюза, оказываются членами профсоюза, в который они не вступали и даже активно не желали вступать. Наверное, более показательного нарушения права на объединение сложно придумать.
Такая ситуация противоречит и самой сути профсоюзов, основывающихся на принципе солидарности [Борисов, Леппик 2001: 96], и их положению как ассоциаций, объединяющих известное число лиц ввиду определенной цели [Дюги 2013: 390].
Таким образом, решение Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 4 октября 2021 года соответствует как действующему законодательству, так и теоретическим представлениям о природе профсоюзов, является примером защиты единства профсоюзной структуры. Общероссийский Профсоюз образования фактически создал уникальный судебный прецедент, который имеет важное значение для сохранения и укрепления единства структуры не только данного Профсоюза, но и всего профсоюзного движения России в целом.
[1] Конвенция №87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX, – М., 1960, с. 278-284.
[2] Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1995, №21, ст. 1930.
[3] О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, №3, ст. 148.
[4] Решение Калининского районного суда города Санкт-Петербурга от 4 октября 2021 года опубликовано на официальном сайте Общероссийского Профсоюза образования https://www.eseur.ru/Files/O_reshenii_Kalininskogo_rayonno60533.pdf
[5] Возможность или невозможность существования первичной профсоюзной организации как части регионального или корпоративного профсоюза не является предметом настоящей статьи.
[6] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 14.03.2020) http://www.pravo.gov.ru, 4.07.2020.
Библиография
- Бондарчук И.В. Свобода объединений в России и Украине: между правом и политикой//Актуальные проблемы российского права. 2015. №6. С. 77-82.
- Борисов В., Леппик А. Особенности изменения российских профсоюзных структур в условиях переходной экономики//Профсоюзное пространство современной России/Под ред. В.Борисова, С.Кларка. – М. : ИСИТО. 2001. 331 с. С. 74-97.
- Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства: Монография. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 427 с.
- Новикова Н.А. Независимость профсоюзной организации (гражданско-правовой аспект)//За права трудящихся. К 110-летию профсоюзного движения в России: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург. 13-14 ноября 2015 года). Екатеринбург. 2015. С. 105-110.
- Снигирева И.О. Правовое положение российских профсоюзов в сфере труда: история и современность: Монография. – Москва: Проспект, 2021. – 256 с.
Валерий САФОНОВ, Галина РОЖКО
Комментарии