search
main
0

Ирина ЛОБОДА, директор Департамента образования Ярославской области: С областной организацией профсоюза у нас конструктивный диалог

Всероссийский финал конкурса «Воспитатель года России»-2022 пройдет в Ярославле. Система образования региона готовилась к этому событию целый год, с тех пор как ярославский педагог Ольга Хитрова стала абсолютным победителем. Накануне конкурса хочется составить представление об этой системе. А кто поможет сделать это лучше, чем директор Департамента образования Ярославской области Ирина Лобода? Ирина Валентиновна не просто чиновник, она опытный педагог, окончила Ярославский государственный педагогический институт имени К.Д.Ушинского (ныне университет), 16 лет преподавала историю в ярославской школе. И начинаем мы наш разговор именно с личности педагога.

Ирина ЛОБОДА

– Ирина Валентиновна, каков он, учитель Ярославской области? Какие качества ему присущи?

– Наверное, ощущение команды. И еще – стремление к развитию. Я уверена, что в нашей профессии нельзя быть просто ремесленником. Педагоги учатся на семинарах, курсах повышения квалификации, причем не только по своему предмету, но получают знания и по общим востребованным компетенциям. Сейчас запрос к педагогическому работнику – не важно, где он трудится, в школе, детском саду или учреждении дополнительного образования, – со стороны родителей достаточно серьезный. Ведь дети стали совсем другие. Они живут в информационном обществе. А мы были выращены в иных условиях. Поэтому сейчас мы должны постоянно меняться, чтобы быть востребованными, а главное – получать удовлетворение от своей работы. Для меня как для учителя было важно выйти с урока с чувством удовлетворения – мы вместе решали задачи, ты сделал что планировал, получил отдачу от детей. И если все получилось, значит, день сложился. Если нет, задавала себе вопрос – что не так, почему?

– Кстати, и ваша чудесная победительница Ольга Хитрова мне сказала: приехав с конкурса, она стала анализировать, что сделала так, что не так. Меня это по­ра­зи­ло. Казалось бы, она победила, зачем нужен такой анализ?

– Да, и я это понимаю. Для нас была очень важна встреча с Ольгой Валентиновной после конкурса. Мы встречались большим кругом, были коллеги из Института развития образования Ярославской области, из Рыбинска, где работает Ольга, и не только. Во-первых, хотелось поздравить, сказать, как мы ею гордимся. Во-вторых, было важно получить обратную связь непосредственно от человека, прошедшего весь путь в конкурсе. Мы многое взяли для себя на вооружение, это поможет удерживать высокую планку. Сейчас мы принимаем участников финала, приедут представители других регионов, посетят наши учреждения, и мы будем прислушиваться, как коллеги отзовутся о них, что им покажется хорошо, что не совсем…

– Вы готовы даже к критическим замечаниям?

– Конечно. Мы, управленцы, должны видеть не приглаженную картинку, знать ситуацию такой, какая она есть. И только тогда можно принять верное решение, рассчитать риски, понять, на что сделать упор. Только так можно эффективно руководить.

– Как изменился ваш взгляд на систему образования, когда вы стали руководителем? Что для вас важно сейчас как для директора Департамента образования?

– Таких вложений, которые сейчас делают в систему образования страны, в том числе в рамках нацпроекта «Образование», наверное, никогда не было. И строительство образовательных учреждений, и совершенствование материальной базы, и многое другое. Но мы никогда не должны забывать про работника образования. Если не будет личности в образовании, ничего не случится, а вложенные средства не дадут эффекта. Поэтому так серьезно мы занимаемся подготовкой педагогических кадров. Это для меня сейчас ключевое направление. Нам очень повезло, что в регионе есть Ярославский педагогический университет имени Константина Дмитриевича Ушинского, кстати, в будущем году мы отметим 200‑летие педагога. Мы очень трепетно относимся к нашим педагогическим колледжам. Видим, что в большинстве своем выпускники колледжей приходят в учреждения образования, они изначально, при поступлении, планируют работать с детьми. («МП» посвятил педагогическим колледжам Ярославской области №29 за этот год. – Прим. ред.)

– По вашим наблюдениям, участники, победители профессиональных педагогических конкурсов строят карьеру в образовании?

– Наши победители, призеры настолько преданы профессии учителя, воспитателя, что управленческие аспекты их не очень привлекают. Они остаются педагогами. Им важна работа с ребенком. А совмещать сложно. Когда я перешла в департамент на должность специалиста, некоторое время продолжала работать в школе, надо было выпустить 11‑й класс. Это было трудно. Хотя это правильная история – когда преподаешь, понимаешь, чем живет детский коллектив, педагоги, школа в целом. Я для себя компенсирую это общением со школьниками, студентами. И, конечно, встречаюсь с педагогами. Я полагаю, что должна как руководитель вступать в этот диалог, слышать коллег.

– Что сейчас происходит в дошкольном образовании Ярославской области, можно ли назвать успешные проекты, звездных педагогов?

– Каждый воспитатель честно и грамотно выполняет свою работу, это огромный труд, каждый из них заслуживает отдельных слов благодарности. И при этом педагоги готовы совершенствоваться. Сейчас мы видим особое внимание воспитателей многих детских садов в Ярославле, в других городах, даже в небольших сельских территориях, к применению новых информационных технологий в процессе обучения. Новые технические средства – интерактивные доски, панели – наполняют образовательный процесс дополнительным ярким содержанием. Это интересно детям, познавательно для них, формирует у них необходимые компетенции.

Например, когда мы открывали в небольшом городе Пошехонье на севере региона новый детский сад в прошлом году и спросили, какой бы они хотели подарок на открытие, коллектив попросил интерактивную песочницу. И когда мы ее привезли, взрослые играли с таким азартом, с таким интересом! Они рассказывали, как будут использовать ее в работе с детьми. Такие вещи очень радуют. Эти управленческие шаги мы делаем, исходя из рекомендаций специалистов регионального Института развития образования, а еще воспитателей года, которые рассказывают, какое современное оборудование применяется в регионах, где проходит всероссийский финал конкурса. И тогда мы стали нашим заведующим детскими садами говорить: «Мы насытили образовательную среду пособиями, тем, что необходимо, давайте посмотрим на более современное оборудование. Возможно, для детей это будет полезно». Так у нас появился проект «Умный детский сад». Направления развития – робототехника, алгоритмика и так далее. Это эффект участия нашего региона в конкурсе.

– Ирина Валентиновна, а если говорить о проблемах, над чем вы сейчас работаете?

– Общая проблема для всех регионов – стало больше детей, имеющих ограничения в здоровье, детей, у которых есть проблемы с речью. И отсюда огромная потребность в логопедах, дефектологах, иных специалистах. Сейчас их, к сожалению, не хватает. Возможно, потому что работа эта очень непростая, нет быстрого результата, не всегда удачно складывается сотрудничество с семьей. Поэтому профессию мало кто выбирает.

– А мест в детских садах в регионе хватает?

– Да, мы построили достаточное количество дошкольных учреждений. Ребята от 3 до 7 лет охвачены местами в детских садах на 100 процентов. В целом же 99,5% детей от 0 до 7 лет находятся в дошкольных образовательных учреждениях. Перед этим был тяжелый период. Мы нашли для себя выход – открывали дошкольные группы в школах. Особенно это было актуально для сельских территорий, где сложно построить детский сад, а детей мало. Сейчас мы видим, что число дошкольников поне­многу сокращается, зато становится больше школьников. Мы начали строить школы.

– Как складывается сотрудничество Департамента образования с областной организацией Общероссийского Профсоюза образования?

– Я бы сказала, что у нас очень конструктивный диалог и партнерские отношения. Если руководитель областной организации профсоюза Алексей Владимирович Соколов считает, что какие-то наши решения неверны, он готов к диалогу, но при этом достаточно жестко отмечает: надо сделать по-другому. Я полагаю, что это правильно. Представители профсоюза обязательно участвуют во всех наших слушаниях, входят в состав всех наших комиссий, общественного совета при департаменте. Голос профсоюза, его оценка тех или иных планируемых решений для нас очень важны. В то же время мы чувствуем поддержку, когда нужно защитить педагога, систему образования. Здесь мы единомышленники.

– Наверное, проведение финала Всероссийского конкурса «Воспитатель года» – огромная нагрузка на систему образования региона?

– Я считаю, это новая возможность! Рада, что и сотрудники департамента, и сотрудники Института развития образования, и коллеги из Рыбинска, других муниципалитетов именно так это и воспринимают. Я считаю, для нас это еще одна возможность заявить о себе. Мы будем показывать свои учреждения, будем организовывать мероприятия в рамках конкурсной программы. А значит, в очередной раз себя оценим. И самое главное – мы будем учиться у коллег, которые к нам приедут. Если участники всероссийского финала стали лучшими в своих регионах, значит, им есть что сказать, что показать. И мы точно найдем какие-то «фишки», которые будем у себя применять.

– Любопытно, по какому принципу вы отбирали детские сады, в которых будут проходить конкурсные испытания?

– В первую очередь мы прислушались к мнению городского Департамента образования. Они лучше знают работу каждого учреждения. Во-вторых, было очень важно мнение коллег из Института развития образования, наших экспертов, методистов, председателей методических объединений, всех, кто работает с дошкольными учреждениями. Так список и сформировался. Эти детские сады могут показать свою работу, умеют организовывать конкурсные мероприятия. Тут много тонкостей, в том числе работа с родителями малышей, которым надо будет объяснить, что и как. И ребятам нужно объяснить, что будет происходить, почему не их любимая воспитательница, а другой человек будет проводить с ними занятие…

– Что бы вы пожелали участникам конкурса?

– Я бы посоветовала верить в себя. Вы сможете, сумеете! Эта вера помогает многое преодолеть – и сомнения, и критичные оценочные суждения. Верить в то, что ты можешь сказать что-то важное, можешь быть интересен другим людям, в то, что тебя оценят по достоинству и увидят твои сильные стороны, твой потенциал. Любой результат важен. Если что-то не получилось, значит, нужно подумать почему, исправить и снова двигаться вперед.

– Ирина Валентиновна, если бы вы сейчас продолжали работать в школе, стали бы участвовать в профессиональном конкурсе?

– Глаза бы загорелись, это точно!

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте