Десять пермских школ стали участницами нового проекта по созданию модели комфортной образовательной среды и психологической безопасности «Школа доброжелательных отношений». Он разработан командой специалистов по психологии, медиации и конфликтологии Пермского государственного национального исследовательского университета, Ассоциации медиаторов Пермского края и Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Вопросы внутренней психологической безопасности в школе очень важны для всех – детей, учителей и родителей. В последнее время актуальность создания доброжелательной атмосферы только усилилась. Пандемия, дистант, разобщенность, восприятие семьей школы исключительно как поставщика услуг, неумение молодых педагогов выстраивать отношения, основанные на ценностях, – все это привело к увеличению количества конфликтов, агрессивному поведению и накоплению чувства обиды, недоверия и злости.
«Школа доброжелательных отношений» – ответ на эти вызовы. Проект предлагает конкретные решения. На данный момент внего вошли школа-интернат №4 для учеников с ограниченными возможностями здоровья, школы «ЭнергоПолис», «Приоритет», №37, 45, 14, Школа агробизнестехнологий, Открытая школа, гимназия №31 и лицей №8.
Основная работа начнется с 1 сентября, но в течение года в этих учебных заведениях были разработаны собственные концепции создания доброжелательной атмосферы. Расскажем о некоторых из них.
Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет
Концепция проекта в школе №14 называется «ProДобро». В ее рамках принято решение разработать кодекс доброжелательных отношений и традиционных ценностей, создав на его основе доброжелательную информационно-образовательную среду.
Проект основан на двух главных направлениях – «ProМир» и «ProСтиль». «ProМир» – это воспитание основных ценностей общения, формирование толерантности, профилактика буллинга, развитие здорового образа жизни, самореализация ребенка и повышение качества образования.
«ProСтиль» делает акцент на формировании комфортного образовательного пространства с единой формой одежды, оформлении корпусов в корпоративном стиле, наполнении пространства легендами и создании дружелюбной информационно-образовательной среды. Каждое направление включает в себя несколько подпроектов. Один из них – «ProОтношения» – занимается формированием толерантности и профилактикой буллинга, «ProЗОЖ» – развитием здорового образа жизни, «ProСпорт» – привлечением учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укреплением здоровья и всесторонним физическим развитием. Проект «ProБезопасность» призван формировать культуру личной безопасности и навыки цифровой гигиены. Направление «ProТворчество» посвящено развитию у детей талантов, нравственных и эстетических чувств, а «Art-Интеллект» – повышению качества образования в учебном заведении.
В школе считают, что на создание доброжелательной среды должен работать каждый квадратный метр школьной площади. Здесь запланировано создание коворкинг-зон для проведения тренингов, мастер-классов, открытых диалоговых площадок и игровых зон. Особое внимание уделяется школьным легендам и ритуалам. Например, есть такая ступенька лестницы, где сидят известные гости, и поэтому на нее нельзя вставать. А вот поздравление всех именинников, как учеников, так и учителей, по телевизору, который висит в коридоре школы, только приветствуется. В школе есть «скамейка плача», на которую можно сесть, к тебе подойдет психолог, ему можно рассказать, что случилось.
Все мероприятия направлены на три основные группы – дети, учителя и родители. Не случайно и название направлений – «Дети в приоритете», «Конкурентный педагог», «Ответственное родительство».
В рамках проекта предусмотрены десятки уникальных мероприятий. Вот только часть их них: принятие антибуллинговой хартии «Травли net», создание театра толерантности, проведение волонтерских акций «Твори добро», организация клуба активных родителей и школы пап, участие в школьных олимпийских играх и спортивных Невских играх, тематические занятия «Книга рецептов психологов и педагогов», квест-игра «Королевство вежливых слов» и конкурс ArtTED.
Лицей доброжелательных отношений
Так назвали свой проект в лицее №8. Здесь свои причины активно заниматься созданием благоприятной школьной атмосферы: большой процент неполных и малоимущих семей, языковая проблема, связанная с притоком мигрантов из стран ближнего зарубежья, большая профессиональная нагрузка у педагогов в последние годы и как результат профессиональное выгорание коллектива.
Задачи проекта амбициозные – от изменения внутреннего пространства и обустройства релакс-зон, переговорных площадок, уютных уголков, мотивирующих пространств до массового обучения учеников, педагогического коллектива и родителей основам предупреждения и урегулирования конфликтов.
Работа здесь ведется в рамках нескольких модулей. Модуль «Лицейский урок» включает корректировку образовательных программ гуманитарных предметов с акцентом на ценностях и умении общаться, введение нового урока с психологом и проведение психологических курсов, таких как «Познай себя», «Конфликтология» и др.
В модуле «Работа с родителями» запланировано включение в систему работы с родителями новых форм, таких как организация фестиваля семьи с приглашением представителей из разных общин, день культуры национальных семей, образовательные туры «Семейный маршрут» и семейные субботы «Мосты». Также предусмотрено создание банка мотивационных форм – приветствий, афоризмов, стихов, табличек, развитие пространства лицея. В рамках проекта здесь появятся скамейка доброго общения, дерево добрых дел, лицейская зеленая стена и другие объекты.
Модуль «Классное руководство» предусматривает разработку цикла классных часов, направленных на формирование доброжелательных отношений, развитие навыков продуктивного общения, семейных ценностей и уважительного отношения к ученикам, семье, родителям и учителям.
Главный принцип взаимодействия детей, родителей и педагогов лицея: «Вместе против проблемы, а не против друг друга», а также взаимодействие на основе взаимного принятия, понимания, уважения, поддержки, согласованности действий и установления договоренности.
Все участники проекта «Школа доброжелательных отношений» разрабатывают собственные планы мероприятий. Объединяет их единая цель – создание школы, где ценятся нравственность и толерантность. Школы, возвращающей нас к таким человеческим ценностям, как уважение, скромность, доброта и открытость. Школы, воспитывающей человека, который желает добра другим, проявляет участие, расположение и приязнь к окружающим, а в отношениях ищет то, что вкладывает в них сам.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии