2020 год стал для всей планеты серьезным испытанием. Пандемия изменила привычную жизнь, вместо уроков и общения с одноклассниками обыденностью стал дистант. В школах непривычно пусто, не звенят детские голоса, не идет подготовка к новогодним утренникам и спектаклям. Мы решили поинтересоваться у старшеклассников из разных регионов России, чему научил их 2020 коронавирусный год, о чем они мечтают в преддверии нового, 2021 года.
Маша ДЕМЕНТЬЕВА, ученица 5‑го класса, Великий Новгород:
Скучно без друзей
Год был грустный, потому что мы много учились по Интернету, а в школу не ходили из-за вируса. Мне сначала нравилось, что я дома одна и могу смотреть телик, сколько хочу. Потом я вдруг поняла, что делаю больше заданий по всем предметам, чем было, когда мы в школу ходили. И еще мне стало скучно без друзей.
Две мои подружки потихоньку ко мне в гости ходили, пока наши родители были на работе. Но у многих ребят родители не пускали их к друзьям, потому что боялись вируса. Один раз я скучала и пошла в парк на уличные тренажеры и проходила мимо детской площадки. Там гуляли малыши с мамами. И вот я увидела, как один малыш хотел подойти к другому, а мама не пустила его, схватила скорее на руки и унесла. Мне грустно стало, что люди друг друга боятся. Я хочу, чтобы в новом году вирус исчез, люди снова бы стали обниматься и целоваться, а дети – играть и учиться вместе.
Светлана БАЛКОВСКАЯ, ученица 10‑го «А» класса средней школы №3, Петрозаводск:
Ценить то, что имеешь
Лично меня 2020 год научил ценить то, что имеем, ведь в один момент мы можем всего лишиться. Примером тому является ситуация с пандемией. Путешествия и различные массовые мероприятия стали ограничены, и мы поняли, какую важную роль они играли в нашей жизни. От наступающего года хочется ожидать постепенного возвращения к нормальной жизни, ну и, конечно, побольше новых интересных знакомств и ярких впечатлений.
Мария БЕНЬЯМИНОВА, ученица 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Научиться саморазвитию
Этот год дал мне возможность научиться саморазвитию. Из-за пандемии мы все оказались в нелегкой ситуации. Просидев на карантине дома, мы познали себя, кто-то увидел свои проблемы, такие как организация своего времени, слабая сила воли, отсутствие целеустремленности и т. д.
Но главное – мы стали больше ценить время, проведенное друг с другом, живые встречи и эмоции. Я считаю, что 2020 год дал нам ценный опыт. Конечно, к нему можно по-разному относиться, но осознавать пройденный путь нужно.
В 2021 году очень хочется светлых, ярких и положительных эмоций. Хочется общаться вживую, новых и приятных знакомств, хочется просто радоваться жизни!
Катя БЕЛОВА, ученица 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Объединяющее расстояние
Научил держать физическое расстояние, что только больше сблизило меня и моих друзей морально в такое сложное время. В наступающем году хочется увидеть хорошие новости по телевизору.
Артемий ГРАВЧЕНКОВ, ученик 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Ответственности прибавилось
Этот год научил меня ответственно относиться к своему здоровью и учебе. После перехода на профильное обучение я стал более мотивированным, а после начала пандемии стал более ответственным не только в плане здоровья, но и в плане отношения к учебе. В следующем году я хотел бы улучшить свои результаты в учебе и спорте, а также пройти профессиональное обучение в автошколе, медицинское освидетельствование и сдать экзамены в ГИБДД.
Женя ОТАВИН, ученик 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Оптимизм и адаптация – мой рецепт
Прошедший год научил оптимизму и адаптации к изменениям. В грядущем году я мечтаю успешно окончить 10‑й класс и самостоятельно заработать денег.
Лина ВОЗЛЮБЛЕННАЯ, ученица 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Рассчитывать только на себя
2020 год дал понять, что в этом мире у тебя есть только ты сам, поэтому не стоит свои трудности перекладывать на кого-то другого. Мечтаю о моральном здоровье и благополучии.
Сергей ПОПОВ, ученик 5‑го класса Омского академического колледжа:
Хочу, чтобы пандемия закончилась
Меня год научил заботиться о родных, особенно о дедушке с бабушкой. Хочу, чтобы скорее кончилась пандемия и старики могли жить спокойно.
Елена П., ученица 11‑го класса школы №47, Омск:
Планы призрачны
В этом году я поняла, насколько призрачны все планы, которые мы строим. Жизнь может разрушить их в один момент. Что будет дальше, никто не знает, но все надеются, что жизнь наладится. Совершенно непонятно, что будет нужно в будущем, какие профессии. Понятно, что врачи нужны, а артисты, режиссеры потребуются? Или все будет только виртуальным? Хочу, чтобы наступила какая-то ясность.
Софья АРИСТАРОВА, ученица 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Быть целеустремленной
2020 год научил меня ценить то, что я имею, а также определять для себя основные цели и задачи, пути их достижения. По моему мнению, в наступающем 2021 году люди будут мечтать о собственном здоровье и своих близких, а также об уверенности в завтрашнем дне.
Лера ПУТИЛИНА, ученица 11‑го класса Рабочеостровской средней школы Кемского района, Карелия:
Ценить тишину и мечтать о самостоятельности
Этот год научил меня относиться терпимее к близким, с которыми остаешься взаперти. К младшей сестре, бабушке, двоюродному брату. Год научил меня хотеть в школу. Серьезно, я никогда так не хотела в школу, как во время дистанционного обучения.
Я научилась ценить тишину и одиночество. Когда все на работе, сестра в саду и соседи не шумят – прекрасное время, воистину прекрасное. Научилась ждать худшего, особенно при чтении новостей.
О чем мечтаю в следующем году? Поступить куда-нибудь учиться и уехать из семьи, стать самостоятельнее. Мечтаю о личном пространстве, рабочем месте для своих дел вроде резьбы по дереву или stop motion. Мечтаю о тишине, спокойствии и стабильности, так как интересных событий за 2020 год хватило с лихвой.
Ирина М., ученица 10‑го класса школы №50, Томск:
Здоровье на первом месте
Я поняла, что самое важное в жизни – здоровье: ментальное и физическое. Все остальное вторично. В следующем году хочу избавиться от лени, а то очень трудно бегать по утрам зимой, я часто ленюсь.
Егор НЕМЧЕНКО, ученик 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Никогда не сдаваться
Этот год научил меня никогда не сдаваться, даже если в жизни есть какие-то трудности, ведь проявленная нами слабость разрушает нас. Поверьте, в жизни бывает много хорошего и плохого, поэтому не стоит думать, что в вашей жизни нет ничего положительного или отрицательного. В 2021 году я мечтаю наконец почувствовать себя по-настоящему счастливым человеком.
Алена М., Московская область, Щелково, 11-й класс:
К ЕГЭ готовят репетиторы
В этом году у нас выпускной, родители обсуждают, как мы его проведем, а я боюсь, что из-за дистанта не будет настоящего праздника. Все пройдет онлайн, в лучшем случае нам торжественно вручат аттестаты.
О выпускном я мечтала с 8‑го класса, представляла, как пойдем встречать рассвет, какие танцы будут, пригласит ли меня танцевать мальчик, который мне нравится… Так что под Новый год я загадаю только одно желание: чтобы у меня и у всех, кто окончит школу в 2021 году, был выпускной.
И разумеется, все мы волнуемся насчет поступления, сейчас у всех моих одноклассников (без исключения) репетиторы, дистанционные занятия многие пропускают, хотя репетиторы тоже в большинстве случаев работают онлайн.
Я и мои одноклассники боимся, что дистант всерьез и надолго, сейчас уже вирусологи пишут, что в 2021 году ковид победить не удастся, все больше мнений появляется о том, что дистант может стать основной формой обучения и в школе, и в вузе. Наша жизнь на глазах кардинально меняется, и не думаю, что к лучшему.
Если же говорить о том, чему научил нас 2020 год, то главное – уметь приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, быть гибким, уметь мобилизоваться и самостоятельно получать знания. Как бы там ни было, кто хочет учиться, тому ковид и дистант не помеха. А еще мечтаю поехать с родителями за границу, в Испанию, я решила, что стану учителем испанского, хотелось бы услышать, как говорят испанцы на своем родном языке.
Максим СМИРНОВ, ученик 4‑го класса, Великий Новгород:
Не поехали отдыхать за границу
Этим летом мы в первый раз не поехали отдыхать за границу. Раньше мы везде были, во всяких странах. А тут из-за вируса не поехали. И папа сказал маме, что хватит отелей с аниматорами, а надо наконец отдохнуть как нормальные люди. Мы поехали на Черное море и поселились в домике у какой-то бабушки.
У бабушки был смешной дом: коридор, общая комната с телевизором, кухня и четыре комнаты, в каждой из которых жили разные семьи. И все готовили на этой кухне по очереди. Мы заняли одну комнату, и мама в первый вечер плакала и не хотела идти на кухню готовить. Но потом папа повел нас смотреть на закат. И они с мамой обнимались и вспоминали, как в молодости были здесь, на этом Черном море.
А на следующее утро мы пошли купаться. Я Черное море видел в первый раз. Папа сказал, что оно наше, родное. Мы поплыли с другими людьми на катере, и экскурсовод нам рассказывал интересное. Я и не думал, что в России может быть такое красивое море, не хуже, чем в других странах. Нет, наше море еще красивее, оно ведь наше! На катере, на котором мы плыли, капитану помогал мальчик. Ему было одиннадцать лет, как и мне. Его звали Миша. И этот Миша помогал капитану: раздавал людям маски и ласты, чтобы прыгать в воду и еще всякую небольшую работу делал.
Я вдруг понял тогда, что мне нравится море. И что я, как Миша, хочу работать на море. И у меня появилась мечта – стать капитаном. Мой папа сказал, что у нас в Новгороде есть Клуб юных моряков, я могу туда записаться с пятого класса. Я обязательно запишусь. Вот так получилось, хоть мама и говорила, что лето пропало, а оно совсем не пропало, а наоборот. Этим летом у меня появилась мечта!
Валерий СКАЧЕНКОВ, ученик 10‑го класса, Нижний Новгород:
Главное – не отчаиваться
Самое основное, чему научил этот год, – не отчаиваться. Я помню, в каком отчаянии были я и вся моя семья, когда начался первый этап самоизоляции. Все было очень жестко, мы не понимали, насколько велика опасность, и власти тоже не понимали, и поэтому строгость была запредельная, во многом излишняя, как теперь мы видим. Но мы расстраивались еще и потому, что у нас были куплены билеты в Италию, и мы начиная с Нового года ждали весенних каникул, чтобы поехать всей семьей в путешествие.
Наши знакомые, давно живущие в Италии, разработали очень интересный маршрут, чтобы показать нам все самое стоящее, мы были в предвкушении счастливой поездки и общения. И вот как гром среди ясного неба – в Италии локдаун, границы закрыты на неопределенное время. Вначале мы еще верили, что, может, поездка просто переносится на май, на лето… Авиакомпания нам даже денег за билет не предлагала, потому что речь шла только о переносе. Но чем дальше, тем яснее становилось, что мы никуда не едем.
Но в каникулы мы еще с друзьями как-то встречались, могли куда-то пойти. И вот в один из дней, когда я по плану должен был быть во Флоренции, я встретил в парке свою будущую девушку. Она была вместе с подругами, я – с друзьями, в компании было легко познакомиться. Один я бы ни за что не решился подойти и заговорить, хотя она понравилась мне с первого взгляда, и я ей тоже (как потом выяснилось).
В общем, в тот день мы обменялись контактами (что оказалось очень кстати, потому что в апреле мы встретиться уже не смогли из-за карантина) и весь месяц общались только ВКонтакте. Оказалось, что у нас много общего, мы понимаем друг друга, как никто. В мае, когда стало чуть посвободнее, мы уже встречались, конечно, мы не могли гулять по улице, но на природе можно было встретиться, не боясь попасться на глаза патрулю. А летом мы ездили друг к другу на дачу и общались очень часто.
Считаю, что этот год прошел для меня очень хорошо. Я даже думаю, что если бы я уехал, как планировалось, в Италию, то мы бы, наверное, никогда не встретились.
Я понял, что если жизнь что-то отнимает, то она вскоре что-то непременно дает. И, возможно, не хуже, а даже лучше того, что отнято. Но с Италией я еще надеюсь увидеться в самом скором времени.
Елизавета СЕЛЕЗНЕВА, ученица 10‑го класса Петровской школы, Петрозаводск:
Максимы года
Итоги этого года я подвела в виде Топ-5 собственных максим. Делюсь.
1. Никогда не знаешь, как жизнь обернется, так что нужно делать простые вещи, которые приносят радость.
2. Мы ни над чем не властны, только над собой. Надо принять не только то, что у тебя есть, но и то, чего у тебя нет.
3. Если это не изменить, то волноваться, думать нет смысла. Если изменить, то волнение не поможет.
4. Нет хороших и плохих новостей. Все в мире само по себе нейтрально, окраску всему дает наше отношение и эмоции.
5. Случайностей не бывает. Все, что происходит в мире, происходит в результате наших действий.
У меня нет мечты, осуществления которой я жду в наступающем году. Позволю случиться тому, о чем и подумать не могу.
Ирина Самойлова, 9-й класс, Калужская область:
Дистант сплотил нашу семью
Этот год стал серьезным потрясением для меня и моей семьи, сильно переболели ковидом бабушка и дедушка, мы очень боялись за их жизнь. Этот год научил меня прежде всего пониманию, что главная ценность – это семья, близкие и родные, их здоровье и жизнь.
Мы больше времени проводили дома, я читала, что для многих семей это стало испытанием, нас же это еще больше сплотило и объединило. Весной и папа, и мама работали на «удаленке», мы с братом тоже учились дистанционно, но не ругались, старались не мешать друг другу, уважать личное пространство, хотя квартира у нас небольшая, двухкомнатная.
Конечно, у дистанта есть свои плюсы – не надо тратить время на дорогу, больше времени на общение с близкими. Но качество образования, как бы ни старались учителя, все-таки снизилось. Поэтому я с нетерпением жду нового, 2021 года, может быть, уже весной мы снова увидимся с одноклассниками в школе и у нас будет нормальный выпускной.
Игорь С., ученик 8‑го класса гимназии №150, Омск:
Оценки – ерунда
По сравнению с тем, что творится в мире, оценки – вообще ерунда. Так что можно не напрягаться, что планирую делать, точнее не делать, в новом году.
Алексей ПЕРОВ, ученик 11‑го класса школы №41, Новосибирск:
Стараюсь не унывать
Главное – не унывать. Ко всему на свете можно адаптироваться. Даже к дистанционному обучению. Человек вообще очень живучее существо. Надеюсь, что в будущем году буду окружен оптимистами.
Матвей М., 9‑й класс, Нижний Новгород:
Эйфория прошла быстро
Год прошел неплохо, в нем были и хорошие моменты, и не очень. Вначале мы обрадовались, что можно не ходить в школу, не вставать слишком рано, не тратить время на одевание. Я вставал в 6.20 и к девяти много чего успевал.
В девять у нас начинались уроки. Домашнее задание я делал в перерывах между уроками, что экономило много времени. Практически в 14.00 я был свободен. У меня никогда не было столько свободного времени в том смысле, что я до дистанта не распоряжался им сам. В школе мы больше заняты – вместе с домашними заданиями весь день. И свободные час-два не замечаются. А тут полдня!
Мы, конечно, хитрили с домашним заданием, не делали его от и до, списывали или брали у одного отличника, учителя видели наши хитрости, но ничего не могли поделать.
Эйфория прошла довольно быстро. Я понял, что учеба (мои знания) по-настоящему никому, кроме меня самого, не нужна, что всех интересуют только отметки, а что я вынесу с занятий, мало кого волнует. Тогда я понял, что вместе со свободой приходит ответственность, и стал намного серьезнее относиться к работе.
Вероятно, нужно начинать по-настоящему задумываться о жизни. А не только об отметках. Я знаю ребят, которые получают кайф, обманув учителя, радуются, когда удается исхитриться и получить пятерку на халяву. Однажды я спросил себя: неужели это предел моих мечтаний? Нет, не хочу так.
Комментарии