Дошкольное образование – очень важная ступень в развитии ребенка. При проектировании детских садов важно ориентироваться на создание комфортной эмоциональной среды. Ведь все начинается с порога: малыш должен видеть, что ему всегда здесь рады. Предметно-пространственная среда, в которой дети находятся почти весь день, должна быть безопасной, комфортной, дружелюбной и продуманной до мелочей.
Под предметно-пространственной средой мы понимаем систему условий, которые влияют на развитие и формирование личности. Именно в этих условиях у детей формируется отношение к миру, к людям и друг к другу.
Развивающая предметно-пространственная среда – комплекс психолого-педагогических, эстетических и физических условий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка в игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, учебной и творческой деятельности
Сегодня перед нами стоит задача организовать такую предметно-пространственную среду групповой ячейки, в которой бы гармонично разворачивались игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, учебная и творческая деятельности детей. Функциональность, технологичность, удобство, эстетичность, безопасность – вот основные характеристики современного образовательного пространства, которыми руководствуется Дирекция при проектировании детских садов.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – развивающая среда) создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть:
Определяя наполняемость развивающей среды, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей определено пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) развивающей предметно-пространственной среды необходимо менять, обновлять и пополнять. Поэтому среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Материалы и предметы должны способствовать самостоятельному использованию детьми. Примером открытости среды ко взаимодействию являются понятная навигация, надписи, открытые полки, прозрачные контейнеры с легко открывающимися крышками. Как отмечал выдающийся отечественный психолог Лев Выготский, ребенок-дошкольник больше умеет делать, чем понимать, т. е. действие господствует над его смыслом.
Подведем итог: современная развивающая предметно-пространственная среда – это определенное пространство, организованно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Данная среда имеет гибкое зонирование и состоит из крупной игровой площадки, игрового оборудования, игрушек, разных видов игровой атрибутики, игровых материалов. Все это создает условия для возникновения эмоциональной связи ребенка и среды, что, в свою очередь, делает такую среду универсальной и инклюзивной.
Елена СУШКОВА,
начальник отдела архитектурных и технологических решений ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ
Комментарии