search
main
0

Технологии познания

Как сделать счастливой для ученика его школьную жизнь?

Она проходит четыре раза в год, ее очень ждут – международную онлайн-конференцию «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы». На платформе Zoom с трансляцией в YouTube, но с живым биением сердца. И каждый раз времени от конференции до конференции едва хватает: организаторам – найти самых-самых спикеров, спикерам – продумать тему выступления, участникам – пройти регистрацию и раскидать все домашние и рабочие дела, освободив заветную субботу для дистанционного события.

Мария КУЛБАЕВА с учениками

Это нужно, это важно

Идея «Фокусов», казалось бы, не нова. Участники профессиональных конкурсов представляют педагогические идеи, объединившись по предметным, межпредметным и метапредметным секциям. Всего секций 19, председатели – лауреаты и победители конкурсов профессионального мастерства. Зрители – учителя школ, воспитатели, педагоги дополнительного образования, преподаватели системы СПО и вузов, методисты, в общем, все желающие.

Однако у «Фокусов» есть своя фишка, сразу и не уловишь, в чем она… Скорее всего, в атмосфере – деловой и вместе с тем домашней, профессиональной, но не скучной, настроенной на общение и дискуссию.

Онлайн-конференцию проводит Центр развития образования Самары совместно с Общероссийской общественной организацией лидеров образования «Учитель года» и международным центром «Фокус» при поддержке Общероссийского Профсоюза образования и «Учительской газеты».

Очередная «Школа в ФОКУСе» состоялась 14 мая. Я как модератор межпредметной секции успела испытать приятное послевкусие общения с интереснейшими педагогами, прослушать несколько раз записи (честно говоря, не столько для статьи, сколько для себя), и сейчас готова рассказать, чем делились спикеры. А делились очень важным. Сужу по своей журналистской практике. Многие учителя, с которыми я говорю, сетуют, что в школе каждый предметник творит лишь в тиши своего кабинета, а ученик, посещая уроки, увы, зачастую никак не связывает между собой отдельные науки и искусства. Открывая детям межпредметные связи, педагоги не только показывают, как применять на практике полученные знания (ведь в жизни они используются чаще всего в комплексе), но и вдохновляют на учебу. А значит, делают ребенка счастливым. Кстати, тема весенней конференции – «Школа счастливого детства»…

Счастье – быть реализованным

Один из вариантов межпредметного счастья – образовательные сессии. О них рассказала Мария Кулбаева, учитель информатики Березовской средней школы Ханты-Мансийского автономного округа, призер конкурса «Педагог года Югры»-2020. Сессии выросли, во-первых, из интереса педагога и детей к проектной деятельности, во-вторых, из суровой реальности. Дело в том, что Березовский район – самый труднодоступный и дальний в регионе. Передвигаться можно лишь на самолете, ну еще зимой по зимнику, летом – по реке. Нет такого нужного взаимодействия между учениками школ района. Решение проблемы – образовательная сессия «Игровая трилогия» на платформе Google с использованием соцсетей.

Ребята и учителя-кураторы быстро откликнулись. Распределили роли, наметили этапы: от создания сайта, разработки заданий до защиты проектов. В прошлом году выбрали тему «Основы программирования и логики на языке программирования Скретч». В этом году тема сессии – «Инженерные каникулы».

«В одной из бесед мы вышли на представителя РЖД, – вспоминает Мария Михайловна. – Он выслал нам видеоролик с просьбой. При ремонте стрелочных переводов оказалась нужна отдельная деталь, которая поставляется только в комплекте. Получили заказ, обсудили с учителем черчения. Ребята изучили историю черчения, сделали технический чертеж. Затем в компьютерном классе знакомились с созданием 3D-моделей, в том числе этой детали для РЖД».

Школьники не только выполняют реальные, не учебные задания, но и проявляют настоящую самостоятельность. «Они сами выбирают свои роли, – говорит Мария Кулбаева. – На 80% действуют самостоятельно. Мы подсказываем, только если дети зашли в тупик».

Переведи!

«Ребенок получает радость в школе, когда делает открытия», – убеждена учитель биологии, химии, экологии лицея им. В.Г.Сизова города Мончегорска, учитель года Мурманской области-2021 Евгения Брокарева.

Евгения Андреевна представила очный и виртуальный курс «Исследователь Арктики»: «Программа включает основные сведения об исследовательской деятельности, уделяет большое внимание методологии построения исследования, углубляет содержание раздела биологии «Взаимоотношения организма и среды», устанавливает межпредметные связи с биологией и химией, а также с гуманитарным блоком».

Уровни рецензирования. Слайд из презентации Евгении Брокаревой

На базе курса организована работа по формированию понятий, у нее четыре этапа: введение понятия, систематизация его признаков, определение и установление связей, применение данного понятия в межпредметной области.

Перспективный прием, который можно использовать для всех четырех этапов, – прием рецензирования. Функции рецензии: информирование и оценивание. Уровней рецензирования четыре – 0, 1, 2 и 3 (подробнее на слайде). «Важно установить для юного рецензента этические границы, чтобы он не свалился в глубокую критику», – обращает внимание Евгения.

Не удержалась от вопроса спикеру:

– Могут ли дети, которые научились хорошо писать рецензии, объяснять научные темы простым человеческим языком?

– Когда мы отсматриваем опорные тексты (это три страницы формата А4), обязательно замечаем: можно ли объяснить понятие более простым языком, не используя сложную терминологию? Чтобы ребята, которые работают в других областях, понимали, о чем идет речь.

Нил Флеминг вам в помощь

«Сделает ли счастливыми участников образовательного процесса индивидуальный подход?» – такая фраза в названии доклада Ольги Крыловой, учителя истории и обществознания средней школы №36 города Шахты Ростовской области, вызвала интерес. Оказалось – сделает, но при некоторых условиях.

Использование модальностей в преподавании разных предметов. Слайд из презентации Ольги Крыловой

Ольга Владимировна успешно применяет теорию систем восприятия и обработки информации Нила Флеминга, которая включает четыре модальности обучения – визуальную, аудиальную, кинестетическую, дигитальную.

«У меня есть алгоритм работы с этой теорией. На диагностическом этапе надо выяснить вместе с психологом, предметниками, наблюдая и тестируя детей, какая модальность ведущая. Второй этап – работа с основной модальностью. Задача третьего этапа – подключить к основной модальности остальные, развивать их в рамках образовательного процесса, – рассказывает Ольга Крылова. – Зная, сколько детей с какой модальностью, стараюсь подобрать материал и задания для всех. Могу продемонстрировать этот механизм на примере темы «Безработица» (обществознание).

Для визуалов берем фото, с него начинаем урок, проблемная ситуация: «Как вы считаете – кто это, что он делает, какой проблеме посвящена тема?». Для аудиалов заготовлен подкаст. На более продвинутом этапе дети записывают подкаст сами. Кинестетикам предлагается практическая работа – написать резюме, проанализировать трудовой договор, провести ролевую игру и т. п. Для дигиталов (ребят с логическим мышлением) у меня обычно заготовлена инфографика, которая показывает уровень безработицы, тенденции к снижению, возрастанию».

Понять искусство и… себя

Основной посыл богатого на идеи выступления учителя изо Петровской средней школы Наро-Фоминского района Московской области, директора учебно-методического центра Наро-Фоминска Ольги Чернилевской: «Важно научить подростков мыслить системно, научить их тому, что пригодится в жизни, в будущей профессиональной деятельности».

Интересный эксперимент провела Ольга Николаевна. Она спросила педагогов и старшеклассников: «С какой картиной можно сравнить учеников?» Оказалось: как мы, взрослые, видим детей и как они видят себя изнутри, зачастую не совпадает. У 80% педагогов возникают ассоциации с картиной Питера Брейгеля «Слепые». 99% школьников выбрали картину Казимира Малевича «Спортсмены». Аргументы детей: «Мы все разные, но в нас так много общего, мы похожи друг на друга, но каждый индивидуален, в наше время в одиночку не выжить…»

Ольга Чернилевская говорит: «Уверена, что если наши дети научатся понимать героев картин, кинофильмов, музыкальных произведений, они начнут эти навыки переносить в обычную жизнь, будут сопереживать людям. Я пытаюсь донести материал на уроках изобразительного искусства таким образом, чтобы акцент был не на предметных знаниях, а на эмоциональной сфере. А главное – понять: при чем здесь я как человек, как личность, для чего мне это нужно? И даже на примере пейзажей мы ищем точки соприкосновения и сопереживания».

Новая конференция «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы» пройдет 20 августа. Не пропустите! Регистрация будет проходить на сайте Международной онлайн-школы «Фокусы»: https://international-school.ru.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте