search
main
0

400 км вдоль Лены. Отдаленные села Якутии развиваются вопреки прогнозам скептиков

Можно ли организовать предпрофильную подготовку, а затем и профильное обучение старшеклассников на селе? А если села находятся за тысячи километров от федерального центра и за сотни от районного? «Да, можно», – говорят в Якутии. Хангаласский улус Республики Саха (Якутия) вошел в эксперимент по предпрофильной подготовке и успешно реализует Концепцию профильного обучения, о чем готов поделиться опытом.

Делу помогут учебные округа

Образовательные учреждения здесь располагаются преимущественно в сельской местности: из 33 общеобразовательных школ 27 находятся в селе, причем 7 из них малокомплектные и 4 малочисленные. Самое ближайшее село находится от центра улуса на расстоянии 3 км, а самое отдаленное – 410 км (!). Протяженность самого улуса – 400 км вдоль обоих берегов реки Лена, что создает большие трудности для организации профильного обучения. И вот здесь на первый план выходят сетевая организация обучения, обеспечение возможности «миграции» детей, смены групп и классов, смены индивидуального учебного плана. По словам специалистов, организация сети школ влечет изменения в организации работы педагогических кадров, активное использование новых образовательных технологий – информационных, телекоммуникационных и дистантных, проектного метода, исследовательской деятельности и иных нетрадиционных методик. Объединить усилия педагогов и управленцев из разных образовательных учреждений будет полезно для подготовки нормативно-правовой базы, по которой придется работать не один год, для создания «банка» элективных курсов, и проведения их научно-методической экспертизы. А организовав посещение учениками одной школы других для прослушивания тех же курсов по выбору, можно использовать материально-технические, информационные и кадровые ресурсы разных учебных заведений, что поможет развиваться в условиях хронического недофинансирования сферы образования.

Поняв все полюсы сетевого взаимодействия школ, его положили в основу организации предпрофильного обучения в отдаленном районе Якутии.

Хангаласский улус разделили на 5 учебных округов по территориальному признаку, и в каждом из них разработан свой подпроект общего проекта «Организация профильного обучения в Хангаласском улусе».

– Покровская СШ №1 является ресурсным центром, имеющим 10-летний опыт работы по профильному обучению. Работа с учениками проводится по пяти профилям – физико-математическому, химико-биологическому, гуманитарному, педагогическому и художественно-эстетическому, – рассказывает заместитель начальника управления образования Хангаласского улуса Надежда Попова. – Здесь образованы научно-методические кафедры по профилям обучения, подобраны высококвалифицированные преподаватели. Ресурсный центр взаимодействует со всеми школами в своем округе – сюда съезжаются дети в каникулярное время. Основной идеей подпроекта «Покровский» является интеграция в области предметной подготовки учеников, расширение направленности профильных классов, создание сети спецкурсов и элективных курсов. Школы учебного округа «Октемский» по своему усмотрению открывают те или иные профили, ученики выбирают, какой профиль им подходит и какую школу, следовательно, выбрать для посещения элективных курсов по данному профилю. Организован ежедневный подвоз учеников в школы.

По подпроекту округа «Южный» создаются два ресурсных центра по различным профилям, остальные школы открывают внутрипрофильную специализацию. «Самартай» предполагает открытие во всех средних школах этого учебного округа единого естественно-научного профиля, а дополнительные создаются в зависимости от традиций и опыта работы школы.

Профориентация с 5-го класса

С 2003-2004 учебного года улус вошел в эксперимент по предпрофильной подготовке. Отрабатываются новые образовательные модели на базе 4 экспериментальных школ: Октемской, Качикатской, Тит-Аринской и покровской №1. Все они, кроме последней, являются сельскими, а Тит-Аринская еще и малокомплектной. В них разработана и действует внутриклассная профилизация. Класс в этом случае делится на группы с соответствующим набором профилей, например, естественно-математический, гуманитарный, эстетически-производственный (Качикатская СШ) или гуманитарный, кросскультурный и туристско-краеведческий (Тит-Аринская СШ). При этом профориентационная работа начинается с 5-го класса. Плюс дополнительное образование, которое в улусе активно работает на предпрофильную подготовку.

Прогнозам вопреки

Практика показывает, что любые общеобразовательные учреждения – от малокомплектной сельской до школ нового типа – испытывают схожие проблемы при организации предпрофильного обучения. Чтобы их выявить и постараться решить, в сентябре-октябре 2003 года по учебным округам улуса были проведены так называемые образовательные экспедиции. Основная их цель: оказание методической помощи учителям, детям и родителям при переходе к предпрофильному обучению.

В ходе экспедиций изучалось ресурсное обеспечение, в том числе и библиотечный фонд образовательных учреждений, оказывалась помощь преподавателям в разработке элективных курсов, были даны методические рекомендации по планированию предпрофильной подготовки. Во всех школах прошли родительские собрания и встречи с учениками, а также консультации для учителей-предметников, классных руководителей, специалистов социально-психологической службы и школьной администрации. В результате в каждом учебном округе были составлены рабочие планы введения предпрофильного обучения в 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах, подготовлены проекты сетевого учебного плана и программ, разработана система оценки эффективности предпрофильной подготовки.

На сегодняшний день в 12 школах улуса действуют профильные классы, где обучаются 1050 учеников, а в двух школах – покровской №1 и Октемском лицее – имеются классы с углубленным изучением отдельных предметов для 96 детей. И хотя это небольшие показатели в республиканском и тем более государственном масштабе, наиболее ценно другое. Во-первых, общественность поддерживает эксперимент по предпрофильной подготовке, что во многом предопределяет его ход и результаты. Во-вторых, отрабатываются разные модели взаимодействия, и важно определить, что мешает работать в сети. В-третьих, профильная школа все громче заявляет о себе на селе вопреки прогнозам скептиков, которые заявляют о том, что многие проекты для села нереальны. Однако, как ни парадоксально, профильное обучение лучше всех возникает зачастую именно здесь…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте