search
main
0

4 шага к успеху. Впечатление о работе по программе «Московское долголетие», социальный курс «Английский язык для пенсионеров»

Как сообщает статистика, за последние 7 лет средняя продолжительность жизни в Москве увеличилась на 3 года и превысила 77 лет. Постепенное увеличение продолжительности жизни, повышение качества медицинских услуг, улучшение состояния здоровья пожилых людей постепенно формируют новое отношение к старшему возрасту. Прошли времена, когда классическим примером досуга для пенсионера в городе были игра в шахматы или домино во дворе либо просто сидение на лавочке. Современный пенсионер идет в ногу со временем – хочет быть активным, продолжает самореализовываться, по возможности помогать своим детям и внукам, общаться с ними на языке современных информационных технологий, а то и поддерживать беседу на иностранном языке.

Осознавая все возрастающие потребности в личностном развитии москвичей пенсионного возраста, Правительство Москвы приняло решение о проведении масштабного пилотного проекта «Московское долголетие». Новый проект, безусловно, помогает москвичам старшего возраста укрепить здоровье, получить новые знания, умения, дать новый толчок в творческом развитии и самореализации. Спортивные секции, творческие лаборатории и языковые классы в каждом районе города – в программу вошли самые востребованные направления.Программа стартовала в марте 2018 года и сразу же вызывала огромный интерес среди москвичей старшего поколения. К июлю этого года в нее активно вовлечены уже более 115000 активных пенсионеров. В тройку лидеров по востребованности вошли направления: спортивные секции, информационные технологии и иностранные языки.Наша школа №399 включилась в работу по этой программе с самого ее старта. Основными направлениями, которыми заинтересовались пришедшие в наше учебное заведение пенсионеры, стали следующие образовательные курсы: «Компьютерная грамотность» и «Английский язык». Признаюсь, такую возрастную группу обучающихся, мне довелось вести впервые. Было некоторое волнение перед первым занятием. Да и, как признались позже мне сами ученики, для них возвращение за школьную парту стало также приятным и волнительным моментом. Однако уже первые минуты нашего знакомства оставили все страхи позади и показали, насколько наше сотрудничество будет насыщенным и интересным!Итак, занятия с группой начались. Первое, что предстояло выяснить, – уровень подготовки моих учеников. На удивление, диапазон знаний слушателей группы из 15 человек оказался неоднородным – большинство, конечно, обладало базовыми знаниями уровня давно забытой школьной программы, но несколько учеников демонстрировали уверенный разговорный уровень.Отмечу, что мы сразу договорились на наших занятиях работать по системе, которую можно условно назвать «Шаги к успеху». И первым нашим шагом стала договоренность взять для себя основным девизом фразу «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» (в нашем случае – «не говорит»). Поэтому никто не боится ошибиться, мы слушаем друг друга и сразу же исправляем грамматические и лексические огрехи. С первого же урока я стала активно применять интерактивную доску, используя уроки для начальной школы, чтобы учащиеся имели возможность быстро вспомнить алфавит, фонетику, базовые слова и выражения. Таким образом, интерактивные уроки МЭШ стали незаменимым помощником на наших занятиях. Стишки и песенки, столь любимые и понятные младшим школьникам, точно так же нравятся и отлично воспринимаются и старшей возрастной группой. На занятиях мы не только слушали отрывки из песен, но и активно пели сами, переводили детские стихи. Это дало возможность довольно быстро вспомнить и начать восстанавливать некогда подзабытые языковые навыки.Второй шаг, который мы должны были сделать на совместных занятиях, – это момент самосознания: а, собственно, для чего учащийся решил восполнить пробелы в своих знаниях? Что слушатели в итоге хотят получить от наших занятий? Как известно, мотивация играет одну из ключевых ролей в обучении и самообразовании. И ответы моих учащихся только укрепили меня в мысли важности нашего курса. Люди совершенно осознанно пришли на занятия, и программа по иностранным языкам им действительно необходима. Из ответов я услышала следующие мотивационные посылы: саморазвитие, необходимость общения на английском в туристических поездках, помощь своим внукам в выполнении домашних заданий, возможность читать литературу, переводить музыку и даже смотреть сериалы (!) на английском.Третий важный пункт, о котором мы договорились на первом же занятии, – сразу же выяснять непонятные моменты – не важно, будь то материал, объясняемый на уроке, или самостоятельно выполняемые домашние задания. Здесь отмечу, что именно взрослый подход к выполнению домашних заданий, когда учащийся сам себя контролирует и мотивирует, сразу же дает высокие результаты. Практически с первого занятия мы стали составлять диалоги с простейшими фразами, постепенно усложняя лексику, читать тексты, переводить предложения с английского на русский и наоборот.Наконец, четвертый шаг, которому мы будем следовать на каждом занятии, – чтобы научиться говорить на английском, мы будем говорить. С гордостью могу отметить, что на моих занятиях работают все! Конечно, кто-то говорит чуть лучше, кто-то пока еще не так уверен в своих силах, допускает ошибки. Но мы одна команда – слушаем друг друга, анализируем, исправляем. Каждая ошибка прорабатывается и закрепляется. Как педагог, с каждым занятием я отмечала для себя, насколько ответственно и вдумчиво мои учащиеся подходят к процессу изучения. Это дорогого стоит.В мае 2018 года, проработав с полюбившимися мне уже учениками неполных 3 месяца (поскольку программа стартовала лишь в марте), я решила провести небольшой опрос в своей группе. Мне было интересно обозначать векторы нашего дальнейшего сотрудничества.- В молодости я вполне сносно освоила немецкий язык, – вспоминает Ольга Витальевна Сорокина, – учила его в школе и даже могла объясниться с носителями языка, когда работала в немецкой компании, находясь в заграничной командировке в Нигерии. Английский же для меня был «темный лес». Мне было очень сложно освоить элементарные навыки разговорной речи, для общения, которые были необходимы в стране пребывания. Так как я не знала алфавита, фонетики и соответственно не могла прочесть английское слово, чтобы произнести его правильно, то на слух приобрела скудную разговорную речь на местном диалекте. У меня зародилась мечта освоить чтение и грамматику английского языка. Со временем появились более значимые и весомые причины для освоения незнакомого языка.Первая и самая главная причина – чтобы замедлить старение и сохранить память: мозг начинает лучше функционировать, занятия активизируют нейронные цепочки и тем самым защищают от развития многих старческих заболеваний.Вторая – для самообразования и чтения англоязычной художественной литературы: занятия позволяют держать себя в тонусе, поддерживать интерес к жизни.Третья – с целью пользоваться англоязычными интернет-ресурсами: смотреть новостные каналы, читать статьи, смотреть фильмы, музыкальные клипы на языке оригинала.Четвертая – достижения взаимопонимания и общения с носителями языка.И пятая, не менее значимая – помогать внукам с домашними заданиями.- Приняв решение записаться на специальный социальный курс «Английский язык для пенсионеров», – улыбается Ольга Витальевна, – я воплощаю свою мечту – разговаривать на английском языке. Какие впечатления от первого года обучения? Мои ожидания не просто оправдались, но и превзошли себя. Я чувствую прогресс в изучении языка. Сейчас уже читаю, слушаю и стараюсь перевести аудио-, видеоматериал на начальном уровне. Когда смотрю фильм на английском языке, ловлю себя на мысли, что нахожусь в состоянии «осознанности» и уже кое-что понимаю. Могу составить небольшой рассказ о себе, семье, своем дне и профессии.1. Занятия проходят раз в неделю по 2 академических часа, в очень удобное время и удобном месте.2. Учебное пособие предоставлено безвозмездно. Методика изложения доступна и понятна.3. В группе 15 человек – единомышленников, готовых заниматься с полной отдачей.4. Доступность подачи материала.- Мне давно хотелось восстановить подзабытые знания английского языка, полученные еще в школе и институте, – говорит Людмила Владимировна Шамшурова, – чтобы в поездках за границу в качестве туриста иметь возможность общаться на разговорном уровне. Кроме того, занятия тренируют память, которая с возрастом становится все хуже. Впечатления от первого неполного года обучения самые положительные. Отличный коллектив, атмосфера на уроках творческая и непринужденная. Успехи у меня пока скромные, но я обязательно продолжу обучение в следующем году. Такой шанс, когда помогают осуществить давнюю мечту, да еще в такой прекрасной дружелюбной команде единомышленников, упускать просто нельзя!Эта социальная программа важна для самореализации наших пенсионеров, они получают столько позитивных эмоций от процесса обучения, что это становится своеобразным лекарством от старости, и они очень стараются и нацелены на высокие результаты. Я призываю педагогов, которые сомневаются в силу тех или иных причин, смогут ли они работать с такими учениками: ничего не надо бояться! Пенсионеры весьма интересные ученики. Мы учим их, а они действительно учат нас. Поверьте, занятия с такими высокоинтеллектуальными учащимися не оставляют равнодушными и дают большой стимул к саморазвитию самого педагога.Мария КУХТАРЬ,учитель английского языка школы №399

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте