search
main
0

4 глава. Навигаторы – рыцари новой России

Продолжаем начатую в №№ 1 – 13, 15, 16, 24 с.г., публикацию книги депутата Госдумы, почетного президента Российской ассоциации навигаторов/скаутов Анатолия ЕРМОЛИНА «Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком».

Стать гражданином…

Мои юные собеседники, есть то, что объединяет нас вне зависимости от возраста: мы граждане одной страны – России! Быть гражданином – это еще одна ваша роль в обществе, которую нужно достойно исполнить.

Восточный мудрец Вивекананда (Вивекананда Свами (1863 – 1902 гг.), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель, способствовал освободительному движению в Индии. – Прим. ред.) сказал: «Ничему нельзя научить другого человека. Каждый должен учить себя сам».

Кое-кто из вас сразу может мне возразить: а зачем же тогда существуют школы? Учителя могут помочь вам в самообразовании, саморазвитии, но сделать что-либо без вашего желания они бессильны! Каждый должен учить себя сам! И более того, каждый сам рисует свой образ, сам определяет, в каких знаниях он нуждается и ради каких целей это делается.

Определяя свой образ, выстраивая перспективу на будущее, подумайте и над тем, какими гражданами своей страны вы растете. Роль гражданина, как и любая другая роль человека в обществе, требует определенных знаний и навыков, одним словом – подготовки!

Быть гражданином – это значит мыслить по-государственному, действовать, чувствуя ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее страны. Как к этому подготовиться, спросите вы, в каком возрасте можно стать гражданином? На эти вопросы можете ответить только вы сами! Ваша совесть, ваша гражданственность могут быть советчиками. Мы с вами с рождения – российские граждане. И наша забота о Родине – это конкретные дела, позволяющие творить настоящее и будущее нашей страны и считать себя гражданином России.

К сожалению, иным даже к шестидесяти годам так и не удается почувствовать себя гражданами. Задумайтесь над этим… Вы уже на пути к своему совершеннолетию, и это время формирования жизненных принципов, время неуемной энергии и жажды свершений, а вместе с тем – новый этап пути, когда приходится много учиться, работать, отстаивать свои взгляды, служить в армии, нести ответственность за свои поступки!

Сложно?

Безусловно! Но только так и может состояться настоящий человек, настоящий гражданин, который не перекладывает свои проблемы на плечи другого, а предпочитает решать их САМ.

Отечество нуждается в вашей энергии!

Тонкостям механизма демократии приходится учиться и детям, и взрослым. Демократическое устройство государства (как никакое другое!) требует колоссальной энергии граждан, иначе оно не устоит. Демократия сильна, если подпитывается деятельным участием своего народа. Научиться демократии раз и навсегда невозможно. Это процесс, который не прекращается никогда. И всякий раз участникам нужно проявлять гражданскую активность и творчество, понимая, что в решении каких-либо вопросов роль государства важна, но не менее значима роль граждан, роль местного сообщества.

Демократический способ принятия решений учит людей слушать и слышать друг друга, быть неравнодушными к государственным проблемам, учит действовать, принося пользу обществу.

Ваши сверстники, менеджеры молодежных клубов «Новая цивилизация» более чем в тридцати городах России, приобретают опыт гражданского участия в решении проблем своего класса, школы, микрорайона, города, области через реализацию социальных проектов. Каждый менеджер выступает руководителем своего социального проекта, у него есть команда единомышленников. Команды могут объединяться в преодолении общих трудностей, помогать друг другу, главное, чтобы не только «сказка сказывалась, но и дело делалось!» Важно, чтобы формировалось общественное мнение и более того – общественная политика: «Быть активным – это нормально!» Если не хотите, чтобы кто-то решал за вас, участвуйте в решении проблем, исход которых зависит от вашей энергии и активности.

Демократия учит нас быть легкими на подъем, мобильными, готовыми к переменам. А во многом нам (и взрослым, и детям) приходится быть пионерами-первооткрывателями, разведчиками «новой земли», которая именуется демократией. И в этом смысле Россия нуждается в вашей энергии и смелости, юные граждане!

Формирование общественной политики начинается с того, что люди признают наличие определенной проблемы, затем выстраивают пути ее решения и привлекают на свою сторону всех возможных союзников. Не ждут, когда за них кто-то разрешит все проблемы, не уповают на силу государства, а действуют самостоятельно, берут инициативу на себя, тем самым активизируя работу законодательных и исполнительных органов государства.

Многолетняя работа молодежных клубов менеджеров «Новой цивилизации» убедила меня в том, что реальная общественно полезная деятельность дает ребятам возможность испытать чувство необходимости людям и силу коллектива, примерить на себя роль лидера, организатора, испытать радость от результатов хорошо сделанного дела! Такие ребята чувствуют себя хозяевами в школе и в клубе, с их мнением считаются и сверстники, и педагоги, и администрация. И они это доверие оправдывают, не позволяя себе снизить «планку». Даже будучи студентами, они не разрывают связей со школой, продолжают работу в клубе, передавая опыт своим преемникам. В этом смысле их гражданская энергия очевидна и необходима.

Демократия – не дар «сверху», отданный в бессрочное пользование, это постоянно удерживаемое энергией людей состояние общества, где ежедневно востребованы механизмы демократии. В демократическом обществе все держится на инициативе граждан, на их желании расходовать силы и знания для общего блага. Словом, демократия сильна энергией своих граждан.

Так что, если вы хотите новых событий и ощущений, действуйте! Отдавайте свои силы и знания другим! И знайте, что эта энергия не исчезает, она в высшей степени является созидательной и делает мир вокруг вас таким, каким вы его хотите видеть. Действуйте!

Энергетика патриотизма

Какой главный секрет патриотического воспитания? Поменьше говорить о патриотизме, почаще создавать ситуации сопереживания ребенком проблем своей маленькой родины. Сначала ребенок учится любить свою маму, свою семью, свой дом, своих друзей. Невозможно полюбить большую Родину, пока ты можешь обходиться без маленькой.

Я очень ценю редкие беседы с Борисом Васильевым, на чьих книгах и фильмах я был воспитан в годы юности. «А зори здесь тихие», «В списках не значился» – в этих бессмертных произведениях нет ни слова нотаций о том, как надо любить свою страну. Ты просто уже не можешь не любить ее, если на твоих глазах появились слезы сопереживания героям Бориса Васильева. Поэтому суть патриотического воспитания не в назидательных беседах о патриотизме, а в «любви к отеческим гробам».

В нашем лицее самым сильным по педагогическому воздействию актом патриотического воспитания были, по моему мнению, регулярные концерты, которые давали дети раненым бойцам-пограничникам в Голицынском госпитале погранвойск. Эти концерты были одинаково нужны всем – и самим детям, и раненым воинам, понимавшим, что перед ними – дети тех, кто остался на поле боя. Убежден, энергетика патриотизма – главный ресурс развития России. Передать эту энергетику может только патриот. «От сердца идущее к сердцу дойдет», – учили наши предки. Как передать ребенку мотив патриотического служения России – вот чем должны быть озабочены российские воспитатели.

Сегодня педагогу-патриоту приходится нелегко. Кто-то очень умело в общественном сознании поставил знак равенства между понятиями «национализм» и «патриотизм». Человек, проповедующий патриотические ценности, стал чуть ли не изгоем. Патриот? Значит, шовинист. Я долго рассуждал над тем, как раскрыть подросткам этот обман, как уберечь их от идеологов русофашизма, скинхедов, фанатов-«болельщиков» и прочих агрессивных группировок, вербующих своих сторонников на почве адреналина разрушения.

Патриотизм – энергия созидания. Если ты патриот, то всю свою энергию ты направишь на то, чтобы твоя страна, твоя семья, твои близкие стали жить лучше.

Воинствующий национализм – энергия разрушения. Такой националист все силы тратит на то, чтобы «замочить» инородцев, иноверцев и прочих выдуманных врагов России. Национализм – идеология беспомощного сознания. Забывая о патриотическом воспитании, о социальном просвещении детей, мы отдаем мяч на поле криминала, который, без сомнения, найдет способ канализировать нормальную юношескую энергетику в нужное для себя русло. От любви до ненависти один шаг. От патриотизма с повязкой на глазах до национализма – еще меньше.

Меня часто спрашивают подростки, что главное в характере офицера спецназа, рисуя при этом образы из фильмов Стивена Сигала и Сильвестра Сталлоне. Я не знаю, как назвать эту черту. Но это «что-то» свято хранится совсем в других фильмах, таких как «В бой идут одни старики», «Батальоны просят огня», «Белорусский вокзал», «Корабли штурмуют бастионы».

Стремиться к пониманию

не таких, как ты

Удивительны и разнообразны традиции и привычки разных народов. Наши соседи болгары, например, говоря «да», отрицательно мотают головой, а свое несогласие с собеседником выражают одобрительным кивком. Жители некоторых племен в Малайзии прячутся друг от друга во время приема пищи, считая эту процедуру неприличной и очень интимной.

Незнание национальных особенностей, нежелание знакомиться с культурой других народов не раз ставило в затруднительное положение даже очень важных чиновников.

С большим трудом и риском для жизни советские военные разведчики в одной из африканских стран спасали партийного представителя, погладившего по голове маленького сына вождя местного племени. Оказывается, по преданиям местных племен, такой жест отгоняет добрых духов от мальчика, и человек, сделавший его, заслуживает смертной кары!

В Латинской Америке одному советскому генералу, несмотря на договоренность МИДа, было отказано в приеме у президента после того, как он, чтя традиции кавказских народов (он долго служил на Кавказе), обнял повара в небольшом ресторанчике. Свита президента сочла это поводом, чтобы запланированный визит не состоялся. Гости президента не могут общаться с простолюдинами.

По законам ислама пришедшему в дом гостю следует оказать все знаки почтения, накормить, напоить, даже если это твой кровный враг. Но… не дольше трех дней. Традиции гостеприимства жестко регламентированы.

У каждого ребенка и нормального взрослого человека есть неписаный нравственный закон, который учит видеть в представителях других народов и национальностей прежде всего таких же людей, как ты сам, способных любить, переживать, огорчаться от неудач и плакать от боли. Именно это свойство помогло нашему великому исследователю и путешественнику Н. Миклухо-Маклаю стать верным другом и защитником далеких от России аборигенов.

Сегодня, когда с помощью современных средств телекоммуникации и авиационной техники мир стал таким маленьким, очень важно уметь понимать людей, воспитанных в других культурных традициях.

Любые человеческие отношения начинаются с понимания и уважения. В 1981 году курсантом первого курса я шел на свою первую лекцию по военному переводу. Вступительную лекцию читал начальник кафедры иностранных языков капитан I ранга Олег Ефимович Ячменников.

Он говорил на великолепном аристократическом английском, но совсем не о военном переводе.

– Каждый человек имеет внутреннее чувство собственного достоинства. Никогда не забывайте об этом ни при каких обстоятельствах, особенно приобретя власть над подчиненными вам людьми.

Беречь чувство достоинства партнера, не ронять собственного достоинства – аксиома человека чести. Будьте равными среди равных. Никогда слепо не преклоняйтесь перед авторитетами и не заноситесь сами. Уважайте других и жестко пресекайте любые попытки унизить вас. Всегда помните: на Родине по вам судят о вашей семье. За рубежом – обо всей России.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте