Эксперимент по сетевому профильному обучению, начавшись пять-шесть лет назад, прижился на селе, а в полисах оказался дорогим и неудобным. Омск стал единственным городом России, где сетевое профильное обучение год от года все популярнее – по такой системе в 24 городских школах обучаются 2,5 тысячи учеников.
По мнению кандидата педагогических наук Ольги Мартыновой, заведующей отделом общего образования Департамента образования Омска, руководителя проекта сетевого профильного обучения, профессионалов нужно готовить с детства. Профильное обучение опирается на склонности и способности учащихся, дает им возможность выбрать свою траекторию образования, более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению и за более короткий срок получить необходимые знания. Тем более сейчас, когда ЕГЭ, несмотря на противодействие общественности, бодро шагает по стране. Как сдавать государственный экзамен, если в классе 30 человек и всем нужно изучать разные предметы для поступления? Сетевое профильное обучение оказалось оптимальным вариантом. – В Омске мы опытным путем пришли к модели «4+2», когда 4 дня старшеклассники учатся в своей школе, осваивая базовые общеобразовательные предметы, а на 2 дня переходят в соседние школы на профильные предметы и элективные курсы, – рассказывает Ольга Федоровна. – Плюсов несколько, и очень серьезных. Дети и даже учителя выбирают предметы, уровень прохождения материала – профильный предмет, элективный курс, то есть учатся выбирать и отвечать за собственное решение. У них появляется возможность осваивать профессию в колледжах без перегрузок – в рамках учебного плана. Они могут учиться и в виртуальных классах, собранных на время профильного урока в режиме живого общения. Каждый ребенок составляет свой индивидуальный учебный план, который создается на основе договорных отношений на уровнях: школа – родители старшеклассника, школа – школа, школа – колледж. И конечно, очень улучшается качество обучения. Талантливые педагоги, увы, есть не в каждой школе, причем даже статус колледжа или гимназии не означает, что все учителя в учебном заведении высокого уровня. Именно эта причина – нехватка кадров – стала основой для введения сетевого профильного обучения прежде всего на селе. По словам доцента кафедры педагогики и проректора Омского государственного педагогического университета Владимира Гама, в Омске сети профильного обучения начали создавать по инициативе Департамента образования в 2007 году. Но в условиях мегаполиса (или просто полиса) нужна была другая система. Эксперимент в разных городах Сибири именно потому и не удался, что его пытались сделать по типу сельского. Но, во-первых, в полной школе есть возможность создать индивидуально-образовательный маршрут для каждого ученика, во-вторых, оказалось неудобным собирать всех лучших учителей в одной, кустовой школе – у каждого свое расписание. А доставлять учеников в несколько школ дорого, да и не на чем. Поэтому решили исходить из того, что есть: собрали в «куст» педагогов пяти-шести учебных заведений – школ, колледжей, техникумов, вузов. Добраться до «профиля» ребята могут пешком или на городском автобусе, под присмотром куратора. Здесь создали широкую систему кураторов, благо опыт такой уже был – по типу системы тьюторов. Кураторы сети работают не только с детьми, но и с педагогами. В сентябре в сетевых школах проходят информационные ярмарки для старшеклассников, на которых ребята выбирают предметы, дополнительные элективные курсы и… учителей. Педагоги вынуждены представлять себя и свой метод обучения, причем не начальству, а детям. – Сетевое профильное обучение изменило отношение педагогов и к себе, и к детям, и друг к другу, – считает Ольга Мартынова. – Учитель, реализующий эту идею, должен знать и уметь многое – владеть разными методами организации познавательной деятельности учащихся, направлять поисково-исследовательскую работу. Причем ребята очень быстро поняли, кто из учителей им нужен, более того – стали передавать «наводки» друг другу по цепочке из года в год. Результат оказался ошеломляющим. Уже через два года социологические исследования в рамках эксперимента показали, что выбор детей стал более осознанным: к концу обучения 85 процентов выпускников твердо знали, кем хотят быть и почему. Школьников перевели на сессионную систему обучения для контроля качества – два раза в год они сдают экзамены. И уже в первом сетевом выпуске с ЕГЭ не справились только шесть выпускников из 24 сетевых школ. Сейчас таких нет вообще! Качество знаний в сетевых школах по русскому языку и математике повысилось в 1,5-2 раза. 90 процентов выпускников сети поступают на бюджетные места в вузы и колледжи. Но самое удивительное – сеть, созданная ради того, чтобы сильные ученики не тратились на репетиторов, сработала на… троечников. Точнее, троечников почти не осталось – они подтянулись как минимум до хорошистов, выбрали нужные для себя профили и почти стопроцентно заявили, что им стало интересно учиться. Сейчас в четырех округах города действует шесть сетей. Родители уже не бегают по городу в поисках репетитора. Вместе с сыном или дочкой они заключают со школой договор, становясь реальными заказчиками образования, способными предъявлять претензии к качеству образования. Правда, такое случается редко.
Комментарии