Пожалуй, никто не сомневается в том, что наука и техника идут рука об руку. Ведь весь научно-технический прогресс является тому подтверждением. А возможен ли союз науки и творчества? Есть ли творчество в науке и наука в творчестве? «Есть!» – уверенно говорят ученики Инженерно-технической школы. И не просто говорят, а доказывают это собственными продуктами инженерного творчества и своими высокими результатами.
Прошедший учебный год получился для наших старшеклассников особенно удачным. Под руководством опытных учителей ребята стали победителями и призерами таких значимых городских научно-практических конференций, как «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату», «Старт в медицину», «Наука для жизни». Только представьте: школьная метеостанция, экзоскелет и совершенно невероятный ботинок, который может заряжать себя электроэнергией! Все это продукты неиссякаемого инженерного вдохновения.
Творческий потенциал научного знания настолько велик, что, кажется, не знает преград. Чего только стоит 3D-ваза, созданная по собственному проекту старшеклассниками как подарок всем учителям школы к Дню учителя! Ценность ее увеличивается еще и оттого, что школьникам 3D-принтер для ее создания достался не просто так, а как награда за участие в конкурсе от социального партнера школы НПО «Алмаз». Согласитесь, что работать на таком технологичном устройстве в разы приятнее, да и личная значимость созданных на нем изделий для ребят гораздо выше.
«А кто же вдохновляет самих ребят?» – возможно, спросите вы. Ответ на первый взгляд очевиден – это учителя, родители, социальные партнеры школы. Значимые взрослые, которые всегда рядом с начинающими учеными. Преподаватели вузов-партнеров всегда готовы поддержать начинания ребят профессиональным советом. Из серьезных дискуссий с учителями, коротких разговоров с ними на перемене или бесед в школьной столовой рождаются уникальные проекты. Такое незримое наставничество формирует научное мышление и показывает многогранность его применения. Особенно важна активность ребят, они посещают «Инженерные субботы», «Инженерные каникулы», например в МФТИ, и черпают вдохновение в стенах высших учебных заведений.
Отрадно, что опыт старшеклассников мотивирует ребят помладше пробовать свои силы. И уже ученики основной школы, классов проектов «ИТ-вертикаль» и «Математическая вертикаль», в этом учебном году показали первые серьезные результаты, став призерами интеллектуального турнира молодых ученых «Физматбой 3.0».
Не забывают старшеклассники и о малышах: не только проводят для них мастер-классы в инженерной лаборатории, классе робототехники, но и сами приходят в гости в детский сад. А дошкольники и ученики младших классов с нетерпением ждут этих встреч. Впереди Новый год, и наши юные инженеры уже готовят для них сюрприз, как вы можете догадаться, весьма технологичный – новогодние 3D-игрушки.
Такая форма детского наставничества обогащает не только младших ребят, но и старшеклассников. Учит их ответственности, дисциплинированности, показывает значимость труда и творчества. Наставничество старшеклассников – одна из эффективных форм ученического самоуправления, реализуемая в нашей школе. Наука и творчество, преемственность поколений учеников и наставничество – тот стержень, который является мощным системообразующим элементом нашего школьного уклада, хранителем традиций школы и вектором ее развития.
Елена ЛЕБЕДЕВА, заместитель директора Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича
Комментарии