search
main
0

3D-колобок катится к незрячим детям. От информатики к тифлопедагогике

Этим летом библиотечный фонд в Карелии впервые пополнился тактильной книгой для незрячих читателей, созданной с помощью 3D-печати. По мнению руководства Национальной библиотеки, структурным подразделением которой теперь является республиканская библиотека для слепых, эта книга может стать новой вехой в истории учреждения. Идея создания 3D-«Колобка» принадлежит вовсе не библиотекарям, а студентке факультета математики и информационных технологий ПетрГУ Яне Падчиной и ее научному руководителю Анне Радионовой, которые искали применение знаниям трехмерной печати.

На пике актуальностиАнна Радионова – преподаватель кафедры теории и методики обучения математике и ИКТ в образовании. Студенты пишут под ее началом курсовые и выпускные квалификационные работы не первый год и, думается, с большим желанием, потому как область, в которой специализируется преподаватель, сегодня на пике актуальности. Сейчас 3D-технологии получают самое широкое распространение в медиасфере, дизайне, строительстве и, конечно, в медицине. До Петрозаводска подобные новации идут медленно, однако в ПетрГУ этот процесс ускоряют. Алексей Силичев, один из студентов Анны Радионовой, создал и защитил в рамках выпускной квалификационной работы 3D-симулятор выживания в лесу, позволяющий приобрести навыки, которые сложно отработать в реальных условиях. Выпускник этого года Денис Чечко взялся за одно из самых сложных направлений в 3D-графике и создал видеокурс по обучению лицевой анимации.На создание 3D-книги Анну Радионову и студентку направления «Педагогическое образование» профиля «Информатика» Яну Падчину вдохновил проект TouchBook петербургского политехнического музея. Политех создал компьютерные модели для печати тактильной книги для незрячих читателей и с помощью краудфандинга собрал деньги на ее изготовление. Заинтересованные темой петрозаводские исследователи выяснили, что тактильные книги, изготовленные с помощью 3D-технологий, до сих пор не имеют широкого распространения в России. Тогда Анна и Яна решили: почему бы не попробовать создать подобное и в нашем регионе.- Мы явно недооценили фронт работ, – признается преподаватель, вспоминая, с чего все началось. – А когда стали вникать, поняли, как много деталей надо соблюсти, и в первую очередь с точки зрения тифлопедагогики.Ни Анна, ни Яна ранее не были знакомы с принципами работы с незрячими людьми. Они и не задумывались, например, о том, что медведь, с которым будет на ощупь знакомиться маленький читатель, должен быть похож не на мультяшного персонажа, а на самого что ни на есть настоящего представителя медвежьих с соблюдением всех пропорций, дабы не ввести в заблуждение пользователя. Кроме того, размер одной модели не должен быть больше ладошки ребенка, чтобы он мог правильно представить образ. Мельчайшие скосы и выпуклости, за которые глаз даже не зацепится, имеют значение для чувствительных детских пальчиков.Таким образом, информатикам ПетрГУ пришлось попробовать себя в роли художников, дизайнеров, сценаристов (воплощение сюжета в книге также должно быть просто и предельно последовательно) и отчасти тифлопедагогов. На этом этапе и в библиотеке узнали о реализуемом в стенах университета проекте: Анна и Яна пришли за консультацией к специалистам, которые дали немало полезных советов, а также охарактеризовали изделие как рельефное, которое может стать переходным этапом для читателя от объемных книг к контурным.Цена вопросаНаконец, еще один крайне важный момент – технический. 3D-печать – довольно дорогостоящий процесс. Насколько возможно напечатать целую книгу в вузе в рамках выпускной работы? В этой ситуации Анна и Яна нашли понимание у коллег по университету. Благодаря Алексею Штыкову, заместителю начальника управления по инновационно-производственной деятельности, и Павлу Середову, инженеру лаборатории прототипирования образцов и корпусов приборов Центра коллективного пользования научным оборудованием ПетрГУ, оценившим проект как социальный, все модели были напечатаны бесплатно на профессиональном оборудовании с использованием высококачественных материалов. Печать осуществлялась на 3D-принтере Dimension Elite по технологии FDM (Fused Deposition Modeling – послойное нанесение расплавленной пластиковой нити). Если говорить о возможном тиражировании издания, вполне реально найти пути для удешевления работы. В этом случае речь шла об оборудовании и пластике высокого класса, но более доступный принтер и сырье для него снизят цену вопроса. – Кроме того, можно идти по другому пути – на 3D-принтере изготовить формы для этих моделек, а потом уже их заполнять пластиком – это получится намного дешевле, – отмечает Анна Радионова.Таким образом, путей для совершенствования как самой книги, так и процесса ее создания много. Ввиду ограниченных условий, в первую очередь времени, Анна и Яна не могли учесть всех факторов. Однако главное, что начало положено: чуть более 17 часов печати – и 3D-колобок благополучно укатился от 3D-бабушки и 3D-дедушки и – из песни слов не выкинешь – попал прямехонько на нос 3D-лисице. Обо всех этих нехитрых перипетиях юные читатели теперь смогут узнавать не только из уст родителей, но и из новой книги, которая нашла свое место в фонде Национальной библиотеки. Автор и руководитель работы благодарны за помощь Алексею Штыкову, заместителю начальника управления по инновационно-производственной деятельности ПетрГУ, Павлу Середову, инженеру лаборатории прототипирования образцов и корпусов приборов Центра коллективного пользования научным оборудованием ПетрГУ. И еще один неожиданный моментПередача книги в дар состоялась в Национальной библиотеке Карелии. Знакомясь с 3D-«Колобком», директор Марина Никишина сообщила гостям, что в учреждении, кстати, тоже есть свой 3D-принтер. Более того, имеется оборудование в Кондопоге и Сортавале. А значит, новые технологии гораздо ближе, чем кажется. Мнение экспертаЕлена Бурачевская, руководитель кафедры по обслуживанию населения с ограниченными возможностями здоровья Национальной библиотеки РК:- Эта книга дает возможность ребенку закрепить то, о чем он получил представление, его умения и навыки. Для того чтобы был постоянный прогресс в развитии ребенка, нужно использовать разные материалы. И здесь книга с использованием 3D-технологий как раз полезна – чтобы ребенок не останавливался в своем развитии, а закреплял то, что ему дали на определенных занятиях, и даже продвигался на шаг вперед. На такой переходный этап эти книги были бы очень хороши.Петрозаводск, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте