search
main
0

Без списка?

Дискуссия на тему современного чтения

В среде филологов по поводу и без нередко появляются или реанимируются списки для чтения. Особенно это актуально в преддверии летних каникул. Каждый школьник получит свой список для чтения на три месяца. Вопрос только в том, будет ли за каникулы открыта и прочитана хотя бы одна книга… В списки, составленные взрослыми для детей, вносятся произведения разных авторов и эпох, проза и стихи, былины и эпосы, объемные романы, без которых, по мнению составителей, человек не вырастет образованным, любящим Родину гражданином. Так ли это? Поинтересовались у тех, кто сеет разумное, доброе и вечное в школьных классах, общается с детьми напрямую и видит, что именно читают современные подростки.

 

Лариса АРАЧАШВИЛИ, учитель года России-2019:

Проблема воспитания книгами не решается

Лариса АРАЧАШВИЛИ

Я прекрасно понимаю, что всем кажется, будто проблему воспитания можно решить исключительно книгами, поэтому составляются подобные списки. Есть же списки Набокова, Бродского – их видение о том, что должен читать образованный человек. Но, на мой взгляд, среди книг, которые предлагаются для чтения, мало действительно детской и подростковой литературы. Мне кажется, не учитывается, что дети просто не поймут половину слов, не осознают добрую часть смыслов, если будут сами читать, например, «В лесах», «На горах» Мельникова-Печерского.

Здесь необходима ведущая рука взрослого, читающих родителей, которые вместе со школьником будут разбираться с прочитанным. К сожалению, современные подростки с трудом одолевают «Тихий Дон» или «Войну и мир». Мне кажется, в подобных списках должна быть и современная литература с хорошим, чистым языком. В общем и целом идея со списками хороша, но я немного не понимаю цели. Нередко представленные произведения дублируют школьную программу младшего и среднего звеньев. Для старших подростков есть различия, но, в общем-то, это дубляж.

Идеальный список, на мой взгляд, получится на стыке из того, что предложит взрослый и захочет читать сам ребенок. «Гарри Поттер» стал самой популярной книгой и помог многим ребятам прийти к книге. Для внеклассного чтения многие педагоги используют произведения Пастернака и Жвалевского, «Вафельное сердце» Марии Парр, «Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти. Сейчас много хорошей, качественной подростковой и детской литературы.

 

Диана МИНЕЦ, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020:

Знать тексты малой родины

Диана МИНЕЦ

У каждого региона есть своя сильная литературная традиция, есть новые авторы. Это своего рода тексты малой родины, то есть места, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Если ты знаешь историю и культуру своего края, осознание своей большой Родины, чувство любви к ней возникает естественно. У нас в Вологодской области очень сильная литературная традиция, современные писатели и поэты – лауреаты и победители многочисленных литературных премий – продолжают ее, поэтому мы часто на уроках и в разного рода проектах обращаемся к текстам наших региональных авторов.

 

Алексей БУТУСОВ, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область:

Современные книги о тех же вечных проблемах

Алексей БУТУСОВ

Важно, чтобы в подобных списках литература была представлена широко, глубоко и разносторонне. Это должно быть действительно то фундаментальное ядро, которое может сформировать нравственное самосознание современных школьников. Между тем я считаю очень качественной художественной литературой произведения Крапивина. На мой взгляд, это та литература, которая формирует верные, истинные ценности: честность, справедливость, великодушие, взаимопомощь, умение пожертвовать собой во имя других, уступать ближним.

Формированием списков летнего чтения я занимался в течение нескольких лет, просматривал, что предлагают коллеги, добавлял то, что читал сам. В моих списках присутствует и литература XXI века. На мой взгляд, и среди современных авторов есть те, кто может формировать нравственный облик школьников. Например, в моих списках есть книги Екатерины Мурашовой, Елены Габовой, Дины Сабитовой, Натальи Евдокимовой, Нины Дашевской, Аники Тор, Марии Парр. Современные книги близки детям по языку, стилю и мировоззрению, они позволяют задуматься о тех же вечных проблемах.

 

Наталья УСОВА, учитель русского языка и литературы лицея №1, победитель республиканского конкурса «Учитель года»-2022, Петрозаводск:

Читайте то, что нравится!

Наталья УСОВА

Уроки литературы ценны и потому должны быть наполнены такими текстами, которые в первую очередь развивают душу и сердце, затем только формируют мировоззрение, учат видеть связь поколений, отвечают запросу времени, актуальны. Но мне не кажется трудным вопрос выбора хорошей книги и составления списков. Все мы прекрасно понимаем, что хорошая книга для ума, она воспитывает, она гуманна и жизнелюбива. Важно здесь иное – наконец признать, что книга должна стать созвучной ребенку. Герой книги и ее перипетии не могут не соответствовать возрасту и миропониманию ребенка. То, что не интериоризировано, не станет открытием, что не будет открыто, ляжет грузом мертвого урока. И именно этим нужно руководствоваться, открывая учебник по литературе.

В своей педагогической практике я основываюсь в первую очередь на федеральной программе по литературе и на учебнике. Если мы говорим о современной литературе, то хочется, конечно, добавить книги для подростков. В них иной раз больше художественности, чем кажется по ярлыкам, они работоспособны и мощно мотивируют нечитающих. Мне нравится, как книгу преподносит школьникам учитель русского языка и литературы московской школы Сергей Волков. Несколько примеров:

  1. Как играть на флейте-позвоночнике/струнах человеческого сердца?

У.Шекспир «Гамлет» + М.Лермонтов «Герой нашего времени» (сентябрь).

  1. Как жить в мире абсурда?

Н.Гоголь «Мертвые души» + литература абсурда (Кафка «Превращение», рассказы Кортасара, Булгаков «Дьяволиада», поэзия обэриутов) (октябрь).

  1. Кто сильнее – мужчины или женщины?

А.Островский «Гроза», «Бесприданница» + трагедия Софокла «Антигона» + повесть Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (ноябрь).

  1. А если хочется быть дауншифтером?

И.Гончаров «Обломов» + просмотр фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (летом можно почитать «Обыкновенную историю») (декабрь).

Сергею Владимировичу удается увлечь произведением даже на этапе промоушена списка годового чтения. Обратим внимание, ничего текстуально нового в списке нет.

На своих уроках я всегда рада произведениям, полностью уместившимся в учебник, и не радуюсь эпопеям, потому что больше всего не люблю превращать уроки чтения в уроки истории и перформанса «кто кому дядя». И как раз книжный клуб помогает держать некий баланс: мы знакомимся с авторами, которые наверняка оставят след в копилке опыта моих учеников, вот несколько из них: рассказы Л.Андреева и Л.Пантелеева, А.Гавальды, Р.Паласио, В.Железникова, Дж.Родари, современных детских писателей Карелии, а также повести А.Нанетти, рассказы Р.Силверберга, эссе Т.Толстой. Ни одного текста, прочитанного в рамках клуба, нет в школьной программе, иной раз нет, увы, и самих авторов.

И если говорить о списках, то своим детям обычно в июне я говорю сокровенное: «Читайте то, что нравится! И если останется время, прочтите рассказы Сергея Довлатова, повесть-притчу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», рассказы о будущем Рэя Брэдбери и сборник рассказов Татьяны Толстой «Река Оккервиль». А больше я ничего не говорю, я делаю: я люблю читать и читаю, я делюсь мнением и рада услышать мнение детей, мои дети носят книги в школу, кладут их на парту и на перемене читают. Им не нужны списки. Стремиться, думается, надо именно к этому.

А что думаете вы?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте