search
main
0

Русский крест

К чему приведет демографический протест?

Всем известно, что начальная школа сегодня перегружена. Помещений и учителей не хватает, многие педагоги вынуждены брать по две ставки, а недогруженных по количеству часов в среднем звене предметников администрация просит в срочном порядке переквалифицироваться и поработать в начальной школе. Но очень скоро все изменится. Пройдет каких-то пять-шесть лет, и учителя окажутся в ситуации, когда часов будет на всех не хватать, кому-то придется уволиться. Скорее всего, самыми уязвимыми станут молодые педагоги, не имеющие категории: понятно, что на мизерную ставку без доплат не прожить.

Поясню, откуда столь мрачные прогнозы.
Не знаю, как в столице, но в регионах, наверное, многие заметили: в последнее время все реже можно встретить мамочек с колясками и беременных женщин. Еще год-два назад их было вокруг гораздо больше. Кто-то считает, что причина резкого спада рождаемости в пандемии. Не могу с этим согласиться.

Пик рождаемости пришелся в России на 2011‑2013 годы, с 2014 года демографическая кривая плавно пошла вниз, а в нынешнем году накренилась уже не плавно, а резко. Молодые семьи массово отказываются рожать детей. Это не только следствие общеевропейской установки на безудержное потребление и стремление пожить для себя и ни в чем себе не отказывать. На мой взгляд, в нашей стране это одна из форм мирного протеста.
Чтобы не быть голословной, приведу цифры. У меня есть своя репрезентативная выборка.

У моей бабушки (она родилась в 1908 году) было четверо детей (вообще-то пятеро, но один умер от дифтерии в 4 года). У каждого из четверых родилось по два ребенка, потом у этих восьми внуков тоже родились дети – правнуки бабушки. Всего правнуков 17. Самому старшему из них в ноябре исполнилось 37 лет, самой младшей в феврале будет 3 года.
Из 17 правнуков один трагически погиб в возрасте 27 лет (наркотики).

Если вынести за скобки четверых младших (трех школьников и одну дошкольницу) и 22‑летнего студента, то остальные 11 человек находятся в настоящий момент в самом репродуктивном возрасте (от 25 до 37 лет). Только двое из них имеют детей (у каждого по два ребенка). Остальные девять правнуков потомством не обзавелись, хотя шестеро из них продолжительное время живут в браке. Трое пока одиноки, заводить детей не планируют.
То есть у моей бабушки, имевшей 4 детей, всего 4 праправнука. Надеюсь, что пока…

У моих друзей, с которыми давно и по-родственному общаюсь, ситуация аналогичная. Большинство их детей, молодых людей в активном репродуктивном возрасте, потомства не имеют (а кто-то и в перспективе не планирует). Дети моих подруг-одноклассниц тоже в подавляющем большинстве бездетны.

Известно, что в экономически развитых странах стойкий тренд на позднее деторождение. Потомством никто из современных европейцев (в отличие от населения Африки, Азии и Закавказья) обзаводиться не торопится. Но у нас ситуация сложнее, демографический кризис вызван отнюдь не высоким уровнем жизни. Наша страна не относится к экономически развитым, да и политически она не слишком надежна.

Чисто теоретически после 35 лет рожать можно, но опасно, поскольку высок риск произвести на свет нездорового ребенка. Лечение же требует от семьи огромных сил и финансовых вложений (а государство в этом случае мало помогает).

Молодежь видит, как трудно растить детей, как тяжело обеспечить им нормальные условия, у большинства молодых людей нет перспектив: трудно найти хорошо оплачиваемую работу, еще труднее приобрести собственное жилье – ипотека по силам единицам. Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне, потому что нет гарантий безопасности, в регионах развалена медицина, небезопасна еда, тревожная криминальная ситуация (каждый день пропадают несовершеннолетние).
Молодежь прекрасно понимает: рожать детей в нашей стране – значит осознанно брать на себя все риски. На это могут отважиться лишь самые материально обеспеченные и самые безбашенные, вообще не думающие о завтрашнем дне и последствиях.

Россия стремительно вымирает не только из-за пандемии. Гораздо больший вред демографии нанесла проводимая властью внутренняя и внешняя политика, приведшая к запредельному расслоению граждан. Боюсь, когда государство вновь станет социально ориентированным и жизнь постепенно наладится, сегодняшним молодым (от 25 до 35 лет) людям рожать будет уже поздно. А педагоги, которые будут вынуждены уйти из профессии во время демографической ямы, в школу уже не вернутся.

Вера КОСТРОВА, Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте