search
main
0

Нам шторм не страшен

Флагманы образования из Южного федерального округа прошли испытания в «Смене»

Всероссийский детский центр «Смена» встретил нас неприветливой штормовой погодой. Но участникам командных соревнований «Флагманы образования. Школа» из Южного федерального округа, которые собрались на полуфинал, буря нипочем, ведь они хотят проявить свои лучшие профессиональные качества. Мне посчастливилось окунуться в этот конкурс в качестве эксперта. Опыт экспертизы у меня богатый, но в таком большом фестивале творчества и креатива, который объединил 44 команды из различных регионов округа, принимаю участие впервые.

Радует, что командное конкурсное движение развивается. Вот и на Кубани мы начали проводить командный конкурс «Четверо смелых», в рабочие группы объединяются директора школ, учителя, воспитатели, вместе генерируют творческие идеи не только коллеги из одной школы или детского сада, но и педагоги из разных образовательных учреждений. Важно, чтобы у них был командный дух!

К сожалению, я не смогу рассказать о содержании конкурсных испытаний «Флагманов образования», так как организаторы настоятельно просили этого не делать. Мы также не могли фотографировать участников во время творческой работы. Поэтому напишу о своих впечатлениях, а также эмоциях, которые испытали участники, избегая подробностей о критериях оценки и всего того, что может повлиять на остальные полуфиналы.

Первый день

Открытие полуфинала в большом зале ВДЦ «Смена». Фотозоны заполнили только что прибывшие участники, еще смущенные, сдержанные, но уже мечтающие о победе. Прозвучали приветственные слова руководителей проекта. И началось знакомство.

Помню, когда мы участвовали в конкурсе «Учитель года России», это первое испытание было самым трудным. Как рассказать о себе за короткий промежуток времени, если столько всего в жизни интересного, необычного? А еще хочется и любимые стихи прочитать, и станцевать, и на гитаре сыграть… Организаторы придумали классный ход. Знакомство преследует конкретную цель – увидеть потенциал команды-соперницы в целом и качества каждого игрока в отдельности. Важно не допустить ошибку и реально оценить возможности коллег, ведь на следующем этапе вы, возможно, объединитесь с одной из команд, чтобы воплощать ваши идеи в проектной деятельности. Если вы неверно подметили перспективы сотрудничества, возможен провал или идеи будут воплощены неудачно.

Команды выступили неординарно. Сразу стали заметны лидеры и «рабочие лошадки», а всех участников можно было разделить на два типа: креативно-веселые и конструктивно-деловые.

Первое испытание требовало от команд погружения в педагогические ситуации. Необходимо было вычленить проблемы и выйти на тонкие материи содержательного диалога. «Дебаты» – конкурс, где не было победителей и побежденных, все вместе искали достоинства и недостатки каждой идеи, прорабатывали риски и оценивали эффекты. В этом конкурсе команды соревновались не друг с другом, а прежде всего с собой. Девизы участников: «Не умею, учусь с удовольствием! А умею, делюсь с удовольствием!», «Сила и уверенность! Быть, а не казаться!», «Будущее начинается сегодня!», «Уникальный учитель в действии. УУД», «Учитель – маяк».

Второй день

Команды занялись проектной деятельностью в рамках деловой игры. Сколько разных интересных коллективных творческих дел мы организуем в наших школах, на конкурсе «Учитель года», не сосчитать! Организаторы предложили участникам объединиться в пары и создать за отведенное время проект. И вот тут командам нужно было вспомнить, кто чем блистал в первый день.

Не всем удалось осуществить задуманное из-за неверной тактики поведения или неправильной расстановки приоритетов. К сожалению, некоторые сильные команды выбрали в партнеры слабые, другие, наоборот, пригласили очень сильную команду, на фоне которой потерялись. Самое печальное – когда одна команда своей энергией подавляет интеллект второй. Впрочем, у большинства коллег все получилось. Как здорово было наблюдать за взаимодействием, распределением ролей, обязанностей, траекториями перемещения идей, решений, когда из искорки возгорается пламя проектного вдохновения!

Третий день

Пришла пора работать с кейсами. Если в первые два дня я ощущал себя не в своей тарелке, так как конкурсные испытания были далеки от того, чем занимается команда в настоящей, реальной школе, то финальный конкурс подарил мне море положительных эмоций. Этот день позволил раскрыть образовательный и воспитательный потенциал команд. Задания были сформулированы таким образом, что участники, владеющие культурой проведения уроков на современном уровне, пониманием задач воспитательного процесса, справились с ними на «отлично». К сожалению, мы видели и другие примеры, когда в ходе решения поставленных задач возраст воспитанников и предмет обучения не были определены, да и кейсы выполнялись лишь частично…

Команды после объявления итогов испытывали разные эмоции, как это всегда бывает на конкурсе. Кто-то считал, что занял свое место в рейтинге по справедливости, некоторым было сложно из-за ощущения недосказанности, недооцененности. Но в любом соревновании есть победитель и есть тот, кто понял, к чему надо стремиться, приобрел новых друзей, открыл перспективы развития школы.

Светлана Алексеенко из команды гимназии №1 Новороссийска написала такие строки: «Эти три дня не принесли разочарований! Были радость от общения с новыми интересными людьми, круговорот событий, яркий опыт коллег. Особое впечатление произвели «Дебаты». Хотелось бы, чтобы победили все, с кем нам довелось работать за одним столом. Таких замечательных, открытых, креативных людей я давно не встречала. Поэтому они радовались за нашу победу, а мы переживали, что их не оказалось с нами на сцене. На этом конкурсе просто не могло быть проигравших. Победили все. А главное – выиграли ученики, к которым мы вернемся».

Полуфинал командных соревнований «Флагманы образования. Школа» завершен. Из 44 команд в финал были отобраны тринадцать – три команды из Республики Крым, две из Ростовской области, по одной из Астраханской и Волгоградской областей и целых шесть из Краснодарского края! Кстати, список победителей здесь: https://rsv.ru/news/1/3564.

В бухте поселка Сукко выпал град и растаял снег. В момент закрытия выглянуло яркое солнце. Флагманы выдержали испытания погодой, преодолели все трудности, вышли из соревновательного негатива в позитив. Впереди важный этап переосмысления идей и воплощения полученных знаний в практической деятельности. Пожелаем участникам командных соревнований, экспертам, платформе «Россия – страна возможностей» удачи!

Андрей СЕМКЕ, тьютор Института развития образования Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года Кубани-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте