search
main
0

38 вариантов пути к одной цели. От диалога с текстом до написания сочинения

Начало нового учебного года для учителя всегда волнительно. Особенную тревогу ощущают те, кто работает в выпускных классах: успеем ли повторить/закрепить/отработать? Смогут ли ученики достойно справиться с работой? Как с учетом вечной нехватки часов помочь каждому обрести столь необходимую уверенность: «Я могу, я умею, у меня получается»? При этом хочется уйти от шаблона, натаскивания, выстроить каждый урок интересно.

Такие вопросы самому себе учитель задает на фоне общих, концептуальных требований к курсу русского языка, к которым отнесем усиление аксиологической составляющей курса. Что это означает? Во-первых, направленность дидактического материала на формирование ценностно-смыслового отношения к слову; во-вторых, овладение культурой речи в совокупности ее нормативного, коммуникативного и этического аспектов; в-третьих, развитие навыков коммуникативно целесообразной речи и формирование умений ориентироваться в современной языковой ситуации, понимать ее особенности и проблемы; в-четвертых, усиление аспекта, связанного с обучением грамотному письму, знанием и применением орфографических и пунктуационных норм в практике письма.В таких условиях актуализируется задача вовлечения школьников в реальное диалоговое общение, развитие навыков диалогической речи в ситуациях учебного взаимодействия: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – малая группа, ученик – макрогруппа. На каждом уроке русского языка должны проектироваться реальные речевые ситуации, включающие учеников в диалог не с компьютером, а с одноклассниками, учителем, родителями, людьми в социуме.Помощь в проектировании занятий учитель может получить из пособия, которое рекомендую и начинающему преподавателю, и тому, кто уже работает не первый год, – «ОГЭ 2019. Русский язык. 38 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности» (Авторы: И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. Издательство «Экзамен», 2019).В сборнике вы найдете и качественный подбор разнообразных по жанрам и тематике текстов, и выстроенные с учетом структуры экзамена варианты, и комментарии к ряду заданий и целых вариантов, и ответы.Новое пособие издательства «Экзамен» – это настоящий методический Клондайк: авторы не просто щедро делятся подходами к анализу конкретных текстов. Здесь учителя-практики и методисты высочайшего класса помогают учителю шаг за шагом выстроить систему работы и подобрать индивидуальную траекторию подготовки к экзаменационной работе выпускников, находящихся на разных уровнях готовности.Обратим внимание на часть, которая называется «Подготовка к выполнению задания 15.3. Практикум».Прокомментируем ряд заданий и упражнений. Рассмотрим их на примере текста о мальчике и его отце, страстных охотниках за марками. Совместное увлечение заставляет «нырять в разные словари и справочники, каждый раз чувствовать себя первооткрывателями». И вот когда отцу уже мерещится мировая слава сына-филателиста, тот отдает драгоценный альбом мальчику, у которого парализованы ноги. Сын объясняет свой поступок: «Он не может ходить, понимаешь, – совсем не может! Никуда не может ездить… Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны…» Отец осознает: «У него в руках был целый мир – он щедро подарил его другому. Это был мой сын, и он стал взрослым».Авторы вполне оправданно выбирают тему для работы: «Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение».И затем нам предлагается подробнейший алгоритм работы. Он может стать развернутым конспектом урока, даже нескольких. Отдельные задания могут быть использованы и при работе с другими темами, и с другим языковым материалом.Важно отметить, что авторы ведут диалог с читателем, задавая вопросами ход рассуждений. И первый вопрос – как выстроить подобную работу?Чтобы написать сочинение-рассуждение, связанное с толкованием значения предложенного понятия, нужно помнить, что тезис состоит из подлежащего (о чем говорится) и сказуемого (какова функция, роль, характеристика данного понятия). Например: Доброта – это зримое проявление любви ко всему окружающему миру.Пояснив ключевые слова этого определения (например: Что значит зримое проявление любви?), вы его прокомментируете.Следующий этап – аргументация. Необходимо помнить, что аргументы только тогда считаются правильными и логичными, если они доказывают истинность сформулированного вами определения понятия и не противоречат смыслу текста и авторской позиции.Вывод должен подводить итог всему, о чем сказано в сочинении, и не противоречить тезису. Он может содержать советы, правила, прогнозы и т. п.Чтобы определить понятие, отражающее качество человека (чувство, черту характера, предмет и т. п.), необходимо внимательно изучить его, сравнить с другими, проанализировать их свойства и отношения. Свои наблюдения можно оформить в виде схемы, которая значительно облегчит работу над заданием 15.3. Работа со схемой кажется нам очень удачной методической находкой. Во-первых, схема позволяет вспомнить суть синонимов, антонимов, гиперонимов и подобрать требуемые слова. Во-вторых, идет расширение словарного запаса учащихся, они видят, как могут сочетаться слова, выстраивая с ними сочетания. В-третьих, схема может стать моделью для работы над другими понятиями, формирует системное мышление.Такая схема может выстраиваться вместе с учащимися (см. схему).После такого – подготовительного – этапа работы можно переходить к работе по определению понятия. При этом нам показаны варианты построения определения через различные логические операции: вариант 1 опирается на использование более общего понятия (гиперонима), вариант 2 основан на использовании сравнения.Следующий этап работы – комментарий к данному определению, поскольку только лишь словарное значение не раскрывает содержания понятия. Необходимо пояснить данное определение, показав, какова значимость, роль этого понятия, свойства, чувства.Сформулировать определение поможет обращение к тексту, в данном случае – воспоминаниям Т.Г.Шевченко:Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут…С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решит измерить на мне предел человеческой жестокости…Учащимся предлагается найти самое точное определение сострадания, которое выбрал для себя Т.Г.Шев­чен­ко, и обосновать свой выбор.Следующий этап – подбор аргументов. Аргументами являются только такие примеры или ссылки, которые подтверждают, обосновывают истинность сформулированного определения понятия и не противоречат смыслу текста и авторской позиции. Следует помнить, что можно привести либо два аргумента из текста, либо один из текста, а второй – из жизненного опыта.Важно обсудить с учащимися, что такое жизненный опыт. Он может включать примеры из художественных произведений; научной литературы; кинофильмов, телепередач, спектаклей; общественной и личной жизни.Следующий этап работы, который предлагают авторы пособия, – практикум, обоснование тезиса доказательствами, написание вывода в сочинении.Тезис:Сострадание – это способность не только почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь либо в избавлении от нее, либо в ее уменьшении.Комментарий:В основе этого чувства, на мой взгляд, лежит любовь ко всему живому, потому что без нее сострадание не может быть искренним.Аргумент 1 (из текста)Аргумент 2 (из текста или житейского опыта)Как вариант организации работы на данном этапе – задание на восстановление логической последовательности частей сочинения-рассуждения.Написание вывода – важная часть работы. Вывод всегда должен быть связан с тем, что доказывалось, о чем шло рассуждение. Полезно использовать определенные синтаксические конструкции, например:Таким образом, … . Итак, … . Следовательно, … . Подводя итог сказанному, отмечу … . Думаю, что … . Очень хотелось бы, чтобы … . Хочется верить, что … . Обобщая сказанное, хочется отметить, что … .При формулировании вывода надо задать себе вопросы о том, что следует из вышесказанного. Рассуждая о сострадании, можно задуматься над вопросами:    Почему сострадание должно стать нормой жизни?    В чем заключается ценность этого свойства личности?    Нужно ли сострадание сегодня?    Как характеризует это свойство (качество, черта характера) его обладателя?    Как сострадание преображает нашу жизнь?    Что случится, если оно исчезнет из нашей жизни?После такой системы подготовительных упражнений учащимся будет проще написать свое сочинение-рассуждение.В ряде примеров, подробно описывающих этапы-шаги в подготовке работы, предлагаются задания на исправление грамматических ошибок. Анализ примеров – предложений с типичными грамматическими ошибками – позволяет учащимся тщательнее подходить к созданию своих текстов.Важным для формирования навыков пунктуационного анализа текста является задание расставить пропущенные знаки препинания.

Надеемся, что учитель, по традиции каждое начало осени определяющий, что приобрести для пополнения своей методической копилки, откроет для себя эту книгу и на практике оценит все 38 вариантов типовых экзаменационных заданий и еще 300 дополнительных – высокого уровня сложности. Удачи вам, коллеги, и вашим ученикам!

​Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте