Мы все общаемся или существуем в большом количестве каналов коммуникации, и в то же время ребята, родители и педагоги порой остаются не поняты другими людьми, отсюда бывают замкнуты, остаются один на один со своими трудностями.
Как часто мы наперебой в беседе с кем-то рассказываем о том, какие мы молодцы, где были, что купили, чему научились! Но мы ничего не слышим о трудностях других людей на пути к успеху, о том, как непросто учиться… Что иногда очень хочется плакать, что часто попадаем в ситуацию, когда кажется, что выхода нет, а мы не знаем, как поступить.
Нужно пробовать, не бояться и снова пробовать везде-везде, писать, звонить, общаться. Вы сами выбираете, с кем готовы общаться, что-то обсуждать, кого слушать. Только вам решать, кого вы захотите услышать!
Переживания – это нормально! Именно тогда, когда человек преодолевает трудности, формируется целостная личность. «Личностью не рождаются, личностью становятся», – писал А.Н.Леонтьев. Крупнейший отечественный психолог XX века утверждает, что социально значимые навыки и умения невозможно получить с рождения, они развиваются постепенно. Переживания – это очень личный процесс, даже если не получается справиться самому, выход всегда есть, поддержку можно найти! Обратиться за помощью – это тоже нормально, но решение всегда остается за тобой.
Как попросить о помощи? Начать разговор и точно обозначить то, что вас волнует, может быть, непросто. Если вам важно подготовиться к разговору заранее, то можно составить краткий план и определить список вопросов для обсуждения.
Например, вы хотите поговорить о своей ссоре с мамой. Можно кратко написать:
– что именно произошло между вами;
– слова мамы, которые вас больше всего обидели;
– вопросы, которые хотите задать психологу: как убедить маму, что вы не хотели ее обидеть, как с ней помириться, как сделать так, чтобы вы реже ссорились.
Такой конспект поможет не упустить в разговоре важные для вас моменты.
Но если вы растеряны и у вас нет времени и сил, чтобы подготовиться к беседе, то просто позвоните, напишите или подойдите к школьному психологу.
Для начала разговора достаточно следующих фраз: «Здравствуйте! Мне нужна помощь». Будьте уверены: психолог через уточняющие вопросы выстроит с вами диалог, определит, что вас беспокоит, и предложит необходимые варианты поддержки.
Согласитесь, поддержку лучше принимать от авторитетных и значимых для вас людей. Самый верный способ – вспомнить про круги доверия: первый круг доверия – семья, родители; второй – друзья, педагоги, классный руководитель. Конечно, может случиться, что по разным причинам ваши переживания вы не доверите никому, но знайте, что есть специалисты службы сопровождения. Поэтому третий круг доверия – это люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги-психологи.
К школьному психологу можно обращаться по самым разным вопросам: когда вам бывает страшно, появляется тревога и вы не можете с ней справиться, вас это чувство тревоги (или даже одиночества) беспокоит, нарастает тревожность перед возможностью общения с кем-либо, вы хотите поработать над своей самооценкой. Случаются сложные взаимоотношения с одноклассниками, с родителями или учителями, есть вопросы с выбором профессии. В случае необходимости, если ваш вопрос требует дополнительной консультации у специалистов других направлений, школьный психолог сможет предложить вам нужную информацию и рекомендует такого специалиста.
Основной принцип деятельности психолога – это конфиденциальность, поэтому вы можете быть уверены, что все дальнейшее общение вас и специалиста происходит на основании принципа добровольности и доверия друг другу.
Что важно! С уважением относиться к своим чувствам и мыслям, они возникают не случайно. Каждый имеет право быть разным, отнюдь не всегда успешным, каждый может обратиться за помощью. Но не каждый может помощь оказать. Решение и выбор за вами.
Светлана КОЦЕГОЙ, педагог-психолог, специалист школьной службы примирения, руководитель психолого-педагогической службы академической школы №1534;
Дмитрий КРАСНОЯРОВ, педагог-психолог академической школы №1534
Комментарии