search
main
0

Объективность и ее вариации

Как постоянному читателю газеты мне обидно, что именно «Учительская» предоставила свои страницы философу Игорю Смирнову для политических «приговоров» педагогам прошлого.

Завершая свою статью «Звездный приговор. Границы объективности в истории педагогики», опубликованную в «УГ» №46, И.Смирнов цитирует М.Богуславского в отношении того, что П.Блонского «истово ненавидели педагоги русского зарубежья, считая его чуть ли не главным виновником уничтожения традиций отечественной школы». И пишет: «Странно, что этого до сих пор не увидели мы».

По-моему, странно другое: нам предлагают на основании оценки определенной части педагогов русского зарубежья выбросить Блонского на свалку истории.

В 1970 году, будучи студентом Ташкентского пединститута, я впервые узнал о Павле Петровиче Блонском. Но не из тогдашнего вузовского курса истории педагогики, а благодаря замечательной книге С.Соловейчика «Час ученичества». Через четыре года получил из Москвы спецкурс П.П.Данильченко «Педагогические взгляды П.П.Блонского» – единственную и до наших дней работу монографического плана, в которой дана характеристика творчества ученого, его вклада в развитие педагогики.

С работами Блонского многие впервые ознакомились в 1979‑м, когда вышел в свет двухтомник его избранных произведений. О значении Блонского в становлении советской педагогики и психологии писали известные ученые Ф.Ф.Королев, А.А.Смирнов, А.В.Петровский, Л.И.Божович и многие другие, которые говорили о Павле Петровиче как о человеке огромной эрудиции и разносторонних интересов.

Им написано около 200 работ по различным вопросам психологии, педагогики, философии. Еще в дореволюционный период дважды издавались его «Курс педагогики» и «Задачи и методы народной школы». После 1917 года учебник «Педагогика» выходил 8 раз, книга для чтения в начальной школе «Красная зорька» – 11 раз. Статьи ученого публиковались в США и Германии.

Блонский уделял постоянное внимание учителю, его подготовке. Важно, чтобы учитель любил детей, был близок им, знал возрастные особенности, психологию школьников и в соответствии с ними строил учебный процесс. Особо ученый подчеркивал: учитель, если не учится, не учитель, не надо спешить развивать детей, надо сначала развивать себя. В школе, писал Блонский, необходим учитель, который знает технику и современное производство.

В 1999‑м была переиздана книга Блонского «Педология». Готовившие ее известные ученые В.А.Сластенин и В.И.Максакова отмечали, что побудили их к этому давний интерес к педологии, глубокое и искреннее уважение к Блонскому как ученому и практику.

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», принятое в июле 1936 года, преследовало определенные цели: утвердить научное единомыслие, окончательно превратить науку в служанку политики, на примере педологии показать ученым неизбежность расправы с инакомыслящими.

Блонского, все творчество которого пронизывает идея «вернуть детям детство», создать для всех равные возможности овладения культурой и наукой, самого известного в то время на Западе нашего педагога, которого при жизни называли советским Песталоцци, в печати поносили как «неграмотного, жалкого адепта буржуазной идеологии».

Его смерть 15 февраля 1941 года ничего не изменила – труды остались в спецхране, имя многие годы не упоминалось ни психологами, ни педагогами.

Характерно, что в январе 2000 года увидел свет первый номер журнала «Педология. Новый век», который возглавил А.Г.Асмолов.

…Так совпало, что в этом же, 46-м, номере «Учительская газета» рассказала о фильме Вадима Шмелева «Подольские курсанты», который показали на недавнем кинофестивале в Туле. Подумалось: а ведь эти героические мальчики, ценой своих жизней не давшие фашистам триумфально войти в Москву, – вчерашние выпускники той самой школы, которую строили в том числе и Блонский, и Луначарский, и Крупская. Или я не прав?

Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте