Экспозиция «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которую можно было увидеть этой осенью в Музеях Московского Кремля, носит в какой-то мере знаковый характер. Прежде всего потому, что именно она открыла новый выставочный сезон, прерванный в связи с эпидемиологической обстановкой и режимом самоизоляции.
Впрочем, эпидемия коронавируса за эти месяцы никуда не делась. Обстановка остается сложной, и потому вначале введены были ограничения, в частности билеты, как и в другие московские музеи, можно было приобрести только онлайн, посещение по сеансам каждые полчаса… Сейчас сроки посещения выставки официально продлились до 14 февраля 2021 года, а на сайте Кремля красуется информация, что «в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией посещение выставки временно приостановлено до 15 января». Однако это не помешало поклонникам ювелирного искусства в самом ее начале – и, уверены, эта возможность снова будет, как только обстановка наладится, – насладиться созерцанием художественных изделий, имеющих огромную историческую ценность.
В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца представили около четырехсот работ российских ювелиров и эмальеров рубежа ХIХ-ХХ столетий более чем из двадцати музеев и частных собраний России и Великобритании. Среди них помимо Музеев Московского Кремля Исторический музей, музей-заповедник «Царицыно», Музей Москвы, Третьяковская галерея, Русский музей, музей-заповедник «Поленово», Муромский историко-художественный музей, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, а также коллекция Ее Величества Елизаветы II, коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта.
Имя придворного ювелира русских царей Карла Фаберже известно всем. Кстати, поводом к организации выставки стала передача в дар Музеям Московского Кремля архива Фаберже. Это было сделано по распоряжению правнучки и наследницы знаменитого ювелира Татьяны Фаберже, скончавшейся во Франции в феврале этого года.
«Та выставка, которую мы сегодня открываем, проходит в знаменательный год, – рассказала на открытии генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. – В этом году сто лет со дня смерти Карла Фаберже, и выставку мы приурочили к этой дате. Нам еще раз хотелось вспомнить о творчестве великого русского ювелира, поставщика императорского двора, творчество которого известно во всем мире и произведения которого находятся при всех европейских императорских дворах».
Федор Рюкерт, чье имя тоже вынесено в название экспозиции, создавал эмалевые произведения по заказу Карла Фаберже, а также работал для фирм-поставщиков императорского двора и других московских предприятий. В экспозицию входят и изделия, созданные известными фирмами, фабриками, мастерскими и артелями О.Курлюкова, А.Постникова, М.Семеновой, Г.Клингерта, А.Кузмичева.
Сегодня изделия из эмали, пожалуй, не так популярны, как в начале прошлого века, они, как говорится, на любителя. Но если рассматривать их в художественном и историческом контексте, то можно совершить немало открытий. Ведь на выставке в Кремле оказался представлен весь спектр сложнейших эмалевых техник.
«Нам хотелось показать не только те произведения, которые вам хорошо известны, – заявила Елена Гагарина, – но и то, чем славилось русское ювелирное искусство на протяжении длительного времени. Это искусство эмали».
Большая часть экспонатов – посуда: тарелки, ложки, соусники, вазы, ковши, чаши, бокалы, солонки, конфетницы. Есть портсигары и шкатулки, чернильницы, печатки, пряжки для поясов… У современного человека невольно возникает вопрос: неужели всем этим действительно пользовались? Возможно, кто-то и пользовался. На одном из портсигаров изрядно затерта эмалированная вставка… Однако большинство изделий, конечно, новые или хорошо отреставрированные. Во времена Фаберже и Рюкерта не было одноразовой посуды, одноразового мышления и одноразового отношения к жизни. Свои изделия мастера создавали на века, и вот уже больше столетия они живут и радуют глаз людей.
«У нас представлены абсолютно самобытные вещи, не имеющие аналогии нигде в мире, – отметила куратор выставки Татьяна Мунтян. – Это ковши, братины, чаши из серебра, покрытые матовой эмалью и шитые натуральным жемчугом. Такие вещи делали только в России».
А вот привезенный из Великобритании серебряный золоченый кубок работы Рюкерта, роскошно декорированный перегородчатой и живописной эмалью. В 1989 году кубок был приобретен на аукционе «Сотбис» сэром Артуром Гилбертом. Уже более 10 лет он находится в экспозиции Музея Виктории и Альберта.
Есть работы, выполненные в технике оконных, или витражных, эмалей. «Они абсолютно прозрачные, держатся среди тончайших серебряных перегородок и сияют, как средневековый витраж», – рассказывает Татьяна Мунтян.
Оказались представлены и экспонаты из собрания Оружейной палаты – усольские эмали, изделия, изготовленные в кремлевских мастерских, китайский фарфор ХVI-ХVII вв. Одни изделия представляют собой дипломатические подарки, другие, с официальной имперской символикой, вручались от имени монархов, третьи – это частные и семейные подарки, преподносившиеся в знак любви и внимания. На многих из них можно увидеть выгравированные дарственные надписи на разных языках.
Нельзя не обратить внимания на миниатюрные копии картин знаменитых художников В.Васнецова, К.Маковского, В.Верещагина, выполненные в технике живописи по эмали. Как правило, копировались сцены из истории и русского быта. Одна из серебряных шкатулок фирмы К.Фаберже украшена копией полотна В.Верещагина «Перед атакой. Под Плевной». Она считается единственным известным произведением Фаберже, где изображена батальная миниатюра на тему Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Кстати, картины, с которых делались миниатюры на эмали, висят тут же на стенах, рядом с витринами. Например, очень часто эмальеры обращались к портрету княгини Зинаиды Юсуповой кисти Маковского…
В программу входит и демонстрация фильма, посвященного биографиям Фаберже и Рюкерта, а также истории эмальерного дела вообще. Ведь большинство из нас знают об этом художественном направлении не так уж и много.
В наше нестабильное время старинные изделия российских эмальеров, расставленные в палатах Московского Кремля, создают ощущение незыблемости и спокойствия. Они словно говорят нам о том, что все сотрясающие общество катаклизмы рано или поздно пройдут, а вот это материальное, художественное наследие, созданное руками незаурядных, одаренных людей, которые когда-то жили и творили эту красоту, останется с нами навечно.
Ирина ШЛИОНСКАЯ, Анна ЮФЕРЕВА
Комментарии