Придется потрудиться, чтобы вспомнить занятие полезнее, чем изучение иностранных языков. В попытках развить когнитивные способности, улучшить работу мозга и отсрочить деменцию мы погружаемся в новый, неизведанный мир языковой реальности. Существует большое количество путей обучения совершенствованию лингвистических навыков. Говоря о демократизации образования, сделаем вывод о том, что оно должно быть прежде всего доступно каждому желающему в любой период его жизни. В этой связи все чаще и чаще мы говорим о некой новой реалии – удаленном обучении. Дистанционное обучение – форма организации учебного процесса, когда обучение, например, иностранному языку происходит на расстоянии, с помощью компьютерных телекоммуникационных сетей.
Распространение коронавирусной инфекции в мире спровоцировало беспрецедентный рост популярности дистанционного изучения иностранных языков в системе школьного образования. В споре идейная линия разделилась на апологетов и хейтеров «дистанционки». Одни уверены: технологии убивают живое образование. Другие возражают: только технологии способны вытащить образование из глубокого кризиса. Асимметрия проблем возникает во время любого занятия.
На каждого школьника, которому скучно на уроке, найдется учитель, которому интересно говорить по своей теме. Пятиклашка радостно согласится перенести часть занятия в приложение, а учитель будет категорически против.
Очная форма обучения является самой традиционной из всех существующих. До поры до времени школьное обучение иностранным языкам было стабильно и достаточно эффективно. Разумеется, не без огрехов. Такие изъяны, как отсутствие индивидуального подхода, загруженность детей, удаленность от дома, – все это и раньше осложняло процесс приобретения знаний.
В языковой практике невысокая эффективность уроков во многом остается связанной с непониманием и насильственным впитыванием информации детьми. Им никто не рассказал, как учить язык, как планировать, ставить цели, мотивировать себя. Непонимание вызывает отрицание, отказ от деятельности, мнимую неспособность к языку. Базисными понятиями на пути покорения языка являются дисциплина и труд.
В системе очного школьного образования педагогический работник контролирует действия ребенка, воспитывает в нем жизненные навыки и умения, готовит к взрослой жизни. Во взаимодействии учитель социализирует школьников, служит нравственным ориентиром, предметом подражания. Трудовая дисциплинированность является неотъемлемой составляющей школьного очного образования. В этом ее позитивная онтологическая особенность.
Онлайн-образование строится на тех же принципах, что и классическое. Домашняя и классная работа, взаимодействие с учителем, оценки – то же самое, но без парт, портфелей и школьной формы. Дистанционное обучение является гибкой системой образования, позволяющей приобретать знания везде и в любой момент, тогда, когда это удобно обучающимся. Удобство и комфорт являются неотъемлемыми характеристиками дистанционного обучения. Дети незаметно отвлекаются, едят, никуда из любимой комнаты не выходят.
В этом комфортном состоянии хорошо и приятно. И нет никакой нужды изобретать велосипед. Как следствие, утрачивается креативный потенциал, способность генерировать качественные идеи, искать оригинальные решения. Вспомним Стива Джобса: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». При включенном экране выключаются сосредоточенность, ответственность, знания отходят на второй план.
Будучи предоставленными самим себе, дети утрачивают столь важные для изучения иностранных языков навыки. Отметим также, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение иностранным языкам выявляет педагогическую проблему. Перед педагогикой встает задача методического освоения современных средств обучения, исследования нового технического оборудования. В этой связи особую важность приобретает популяризация значимости использования современных технологий, популяризация школьной системы среди молодых специалистов.
Сегодня вопрос выбора метода обучения иностранным языкам становится особенно актуальным. Иногда детям и родителям приходится выбирать между комфортом и качеством, новшеством и привычкой. Большинство учителей в России считают, что система школьного образования не готова к переходу на дистанционное обучение. И вот мы на пороге второй волны коронавируса. Нас ждут закрытые школы и онлайн-занятия. Но, не падая духом, заметим: вирус уйдет. И лишь только время покажет, на какой путь встанет поезд системы образования, в каком направлении он поедет.
Григорий МАРКОВ, учитель французского, испанского и английского языков, школа №1238, Москва
Комментарии