-Проверка образовательных учреждений обнажила острейшую на сегодняшний день проблему неудовлетворительного состояния противопожарной безопасности, – говорит Валерий Грибанов, начальник Управления государственного инспектирования и охраны труда Минобразования России. – Как результат: 3266 пожаров и 385 погибших, 250 из них – дети… Данные за последние три года.
– Цифры устрашающие. В чем причина столь бедственного положения?
– Причин две. Первая – износ основных фондов: неисправность инженерных сетей, отсутствие систем автоматической противопожарной сигнализации, неукомплектованность средствами пожаротушения. Судите сами: подавляющее большинство учебных зданий построено в 50-60-е годы прошлого века, и их износ составляет в среднем 60 процентов. Мы получили оперативную сводку о состоянии противопожарной сигнализации в школах-интернатах. Картина такая: в 60 процентах из них сигнализации вообще нет, а в 5 процентах она неисправна. Таким образом, к пожару готовы только 35% интернатов. Не забывайте, что это учреждения с постоянным пребыванием детей, где противопожарные меры должны соблюдаться особенно тщательно.
– Да… Тщательностью здесь не пахнет. А какова вторая причина?
– Ни дети, ни, увы, преподаватели не знают, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Ответственные за пожарную безопасность относятся к своим обязанностям чаще всего формально. В подавляющем большинстве учреждений отсутствуют или неисправны источники наружного водоснабжения.
– Как это безобразие объясняют местные власти?
– Муниципалитеты ссылаются на дефицит бюджета и требуют финансовой поддержки со стороны государства.
– Испытанный прием. Программа безопасности предполагает такую поддержку?
– Разумеется.
– Несколько слов о ее реализации.
– Проект программы «Безопасность образовательного учреждения» разработан Министерством образования совместно с МЧС и Госстроем России. Программа рассчитана на 2004-2007 годы, причем в следующем году она будет реализовываться как отраслевая, а в 2005-м планируется придать ей статус федеральной целевой.
Программа состоит из двух блоков: инвестиционно-производственного и научно-инновационного. Первый включает материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений. Что в него входит? Перечислю четыре основные позиции:
– оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
– обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизация;
– определение необходимого комплекта средств защиты для каждого конкретного учреждения;
– апробация оборудования и технических средств пожарной безопасности.
Научно-инновационный блок программы предполагает нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения. Это:
– инвентаризация существующих нормативных документов и правовых актов по данной проблеме;
– разработка отраслевых правил, а также методических рекомендаций по электрической и инженерной безопасности учебных зданий;
– создание методики и оптимизация схем эвакуации с учетом реальных условий конкретного объекта;
– повышение квалификации руководителей и ответственных за безопасность образовательных учреждений с выдачей соответствующего документа единого образца;
– издание методических рекомендаций «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях».
– Кто взвалит на себя все эти обязанности, от одного только перечисления которых кружится голова?
– Обязанности распределятся между Минобразованием, МЧС, региональными и муниципальными властями, а также центрами обеспечения безопасности образовательных учреждений.
– Что это за центры?
– Мы планируем организовать их на базе вузов и закрепить за ними подготовку управленцев и руководителей образовательных учреждений по вопросам безопасности. Кроме того, региональные центры будут заключать договоры на разработку проектов противопожарных систем для образовательных учреждений. Поскольку эта деятельность лицензируемая, центры должны иметь лицензии на данные виды работ или (по согласованию с ГУ МЧС) подобрать соответствующих подрядчиков.
На основании выполненных проектов с образовательными учреждениями или региональными органами управления образованием будут заключаться договоры на поставку оборудования. Причем поставка, монтаж, наладка и сервисное обслуживание пройдут на конкурсной основе. Условия конкурса среди поставщиков и монтажных организаций уточняются.
– Говорить о деньгах неловко, но все-таки кто будет платить за все?
– Финансовое бремя распределится между федеральным и региональными бюджетами.
Объемы и источники финансирования программы в 2004 году следующие. За счет средств Федеральной программы развития образования выделяется 70 миллионов рублей на оснащение противопожарным оборудованием специальных коррекционных школ, интернатов общего типа и детских домов.
Из бюджета Минобразования России планируется израсходовать 2,8 миллиарда рублей на капитальный ремонт подведомственных образовательных учреждений.
Нормативно-правовое и методическое обеспечение безопасности учебных заведений будет осуществляться за счет программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании» в сумме 23 миллиона рублей.
Проведение региональных совещаний по безопасности предусматривает 1,4 миллиона рублей из бюджета Минобразования.
Создание и оснащение региональных центров обойдется в 30 миллионов рублей.
Программа предполагает также и финансовое участие регионов, которое оценивается в 300 миллионов рублей. Таким образом, общая стоимость противопожарных мер в следующем году должна составить 3,5 миллиарда рублей.
– Поскольку речь идет о проекте программы, в ней возможны изменения, в том числе и стоимостные. Когда планируется утвердить документ, а следовательно, и его бюджет?
– Срок поставлен – 15 декабря.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии