Поэтом можешь ты не быть, но… научить детей обязан. В век цифровых технологий учителю волей-неволей приходится быть включенным в современный культурный контекст, чтобы как минимум понимать тех, кому он ежедневно отдает сердце на протяжении восьмичасового рабочего дня и за пределами оного, продлевая «удовольствие» проверкой школьных работ и подготовкой к завтрашним урокам, а как максимум не казаться «румяным критикам» из детской аудитории, а заодно их родителям и остальным осведомленным в эффективных путях развития отечественного образования каким-нибудь ретроградом, оторванным от реальности.
Оказавшись в весьма щекотливом положении между Сциллой и Харибдой, учитель как весьма значимый элемент самой консервативной сферы в лице образования и – что еще ужаснее! – самой алгоритмизированной части этой системы (читай – ЕГЭ) еще пресловутой весной 2020 года был вынужден «обмундироваться» по полной программе цифровым арсеналом (причем его ему никто не предоставил), чтобы должным образом оказывать те самые «образовательные услуги», о которых ему не устают напоминать при всяком удобном случае. Собственно, ничего страшного и не случилось для тех, кто и без того работал, не брезгуя современным контекстом и цифровым «инвентарем»: образовательный материал «упаковывается» в digital-оболочку (логично, что на тот момент этому способствовала ковидная ситуация, впрочем, сейчас она тоже этому «помогает»). Мобильные приложения, чат-боты мессенджеров, ресурсы соцсетей, различных учебных и игровых платформ позволяли в интерактивной форме осуществлять обучение в приемлемом для учителя и ученика режиме. В свою очередь то, что на тот момент было вынужденной необходимостью, сейчас вполне может стать неотъемлемым элементом образовательного процесса, так как открывает широкие возможности в аспекте доступности, содержательности предлагаемого контента, игрового потенциала, интерактивности.
Эффективная для обучения и повышения мотивации ниша – ресурсы социальных сетей, предлагающие ученику и учителю массу разнообразного учебного контента. Не устраивает – сделай свой. Когда-то, создавая сообщество своих студентов, школьников и коллег в социальной сети (Faust: газета для тех, кто «лист филь»), я менее всего думала о его методическом и образовательном потенциале. Это была студенческая газета, ориентированная на популяризацию культуры и грамотности, создание условий для реализации творческого потенциала молодежи, однако после пресловутого весеннего дистанта-2020 сообщество превратилось в своеобразную методическую копилку, так как учителю-филологу важно не просто провести урок и дать знания, но сделать это креативно, интересно и так, чтобы дети влюбились в язык и литературу. К тому же социальные сети как таковые позволяют максимально адаптировать жанровое разнообразие современного контента по запросы любого предметника. Для учителя-словесника это литературные и лингвистические квесты, образовательная инфографика, образовательная gif-анимация, тематические лонгриды, познавательные викторины, квизы и приложения.
Дабы не быть голословными, остановимся на конкретных примерах. При подготовке к ЕГЭ по литературе, повторении литературных направлений мы с детьми говорили о категории ужасного, страшного в русской литературе, романтических истоках готического. Вот такой инфографикой «Хоррор в русской классике XIX-XX вв.» резюмировали обсуждение, которое приурочили к Хеллоуину минувшего года. Каждая из интерпретаций инфографики интертекстуальна и включает классическое произведение в современный культурный контекст. Вообще образовательная инфографика подразумевает следующие направления работы с ней на уроках: это может быть анализ и восприятие обучающимися созданных преподавателем инфографических средств обучения, но гораздо эффективнее создание школьниками под руководством педагога инфографики по изученному или изучаемому учебному материалу в ходе проектной деятельности.
Уже в этом году Хеллоуин решили связать со 150-летием со дня рождения Леонида Андреева и составить Топ-5 самых страшных рассказов автора. Схема та же: интерпретации включают читателя в контекст современного кинематографа, настольных игр, сохраняя при этом связь с литературной традицией.
Другой графический материал – отсылка к одному из выпусков ТВ-шоу «Вечерний Ургант», где Валерий Гергиев с Иваном Ургантом формировали сборную композиторов. В качестве творческого задания участникам сообщества предлагалось составить команду отечественных писателей. Установка от нас в качестве возможного примера была такая: А. С. Пушкин – тренер (как «отец русского языка»); Л. Н. Толстой – вратарь (в силу бессмертия его эпопеи); А. П. Чехов – один из лучших защитников (благодаря своему лаконичному слогу); Н. В. Гоголь – полузащитник (даёт небольшой шанс «маленькому человеку»); Ф. М. Достоевский – нападающий (по объективным причинам), а вместе – лидеры по «атаке» на человеческое сознание. Вот такой проект прислал Максим Носенко из Вологды (сейчас он учится в лицее Финансового университета при Правительстве РФ в Москве): см. рис.3.
Подобный вариант «прочтения» классики нагляднее отражает литературоведческую компетентность составителя, нежели пресловутое декабрьское сочинение, написанное по шаблону, ибо требует творческого подхода и аналитических способностей.
Не менее популярна у нас была рубрика «Слово Faust’a», где требовалась дать «классическую» трактовку современным реалиям: ср.: «хейтеры» – лагерь под руководством Ивана Бунина; «блогерство» – «Записки сумасшедшего» в миниатюре в современном издании; «влог» – если бы «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева снимали на камеру и пр. (автор серии визуальных «словарных» интерпретаций – Маргарита Сухнева, на данный момент – студентка 2-го курса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов): см. рис.4.
Крайне эффективным примером литературных проектов является gif-анимация. Предлагаемый ниже литературный браузер содержит советы от персонажей отечественной классики касательно летнего отпуска. Клик на анимацию позволял рондомно останавливать воспроизведение, делать скриншот изображения (автор – Маргарита Сухнева, студентка 2-го курса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов): рис. 5.
Подводя итоги, отметим, что научно-исследовательские проектные лонгриды, приложения и тесты, мемы, gif-анимация, посты – это новые жанры и формы подачи образовательного контента в соцсетях. К тому же, в нашей стране уже немало учителей-блогеров, активно делящихся своим опытом в сетевом пространстве. Как видим, и входит, и выходит. Иными словами, если цитировать известного мультипликационного персонажа, «замечательно выходит»: что называется, «во всех ты, душенька, нарядах хороша». Рассмотренные варианты творческих заданий удобны не только при самостоятельной подготовке обучающихся, но и в рамках текущего учебного процесса (как офлайн, так и онлайн). Форматы и способы использования социальных сетей зависят лишь от широты фантазии конкретного педагога, а также его желания осваивать новое с последующей апробацией в учебном процессе. Так все-таки, возможно, сетевое пространство – это та сфера, где учитель может (и должен?) менять отношение к себе и своему статусу сегодня со стороны государства и общества?
Диана МИНЕЦ, призер конкурса «Учитель года России»-2020
Комментарии