Конкурс «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга» проводится в нашем городе с 2016 года. Его основная цель – выявить и тиражировать лучшие кадровые практики, которые реализуются в органах власти, в учреждениях и на предприятиях Санкт-Петербурга. Участниками конкурса могут стать как государственные, так и коммерческие организации. В этом году конкурс, организованный городским Комитетом государственной службы и кадровой политики и Санкт-Петербургским межрегиональным ресурсным центром, состоялся в пятый раз, и, что любопытно, образовательные организации стали в нем лидерами по числу заявок.
Как рассказали в Комитете государственной службы и кадровой политики, на конкурс «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга» было прислано 62 заявки. Свои разработки представили спортивные и социальные учреждения, бизнес-компании, школы, детские сады и многие другие организации. Самый большой интерес у конкурсантов вызвала новая номинация – «Лучшая кадровая технология работы с персоналом в условиях пандемии».
Участники описывали, как применяли в работе видео-конференц-связь, переходили на дистанционный режим, внедряли электронный документооборот и онлайн-обучение для персонала и т. д. Как заметили организаторы конкурса, такое количество заявок только порадовало, поскольку, учитывая сложности, с которыми столкнулись все кадровые специалисты в этом году, стало понятно, что у профессионалов есть запрос на развитие в любых обстоятельствах.
Представленные практики оценивали серьезные эксперты, в том числе специалисты из Корпоративного университета Санкт-Петербурга, из HR Business Partner BIOCAD, из бизнес-инкубатора «Ингрия», из регионального представительства Национальной федерации профессиональных менторов и коучей. Многие призовые места заняли образовательные организации.
Так, в номинации «Лучшая кадровая технология работы с персоналом в условиях пандемии» лидером стала школа №376 Московского района с презентацией технологии «Три «у»: упрощай, укрупняй, управляй». «Золото» в номинации «Лучшая кадровая технология оценки персонала» получил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого с технологией «Комплексная система профессионального развития и оценки компетенций педагогических работников как практика реализации принципов менеджмента Э.Деминга в управлении кадрами вуза».
В презентации кадровой технологии «Три «у»: упрощай, укрупняй, управляй» школы №376 говорится о том, что данная технология стала инструментом реагирования на вызовы пандемии-2020 в образовании. Ситуация с коронавирусом заставила перестроить организационно-управленческий процесс в школе, потому что действовавшая до самоизоляции функциональная модель управления оказалась недостаточно приспособленной к новым условиям.
В школе была разработана модель процессного управления образовательной деятельностью, включающая следующие принципы: управление на основе делегирования организационно-управленческих и методических процессов, основанное на распределении зон управления и ответственности.
Например, административное управление (оперативное принятие решения, распределение педагогической нагрузки, контроллинг), психолого-педагогическое сопровождение (оказание оперативной помощи педагогам, ученикам, родителям), техническая поддержка (организация дистанционного обучения, вплоть до выезда технической помощи «на дом»), административно-хозяйственная зона (обеспечение учеников техническими средствами и продуктовыми наборами), логистика (диспетчерская служба расписания и онлайн-консультаций, организация доступа к документообороту), методический блок (разработка и реализация в школе единого подхода к организации образовательной деятельности: урочное, внеурочное, практическое обучение и т. д.), обеспечение онлайн-оповещения «Пеликан».
Также было проведено укрупнение и объединение процессов и подпроцессов, содержательных блоков и модулей, педагогических и методических групп. Было введено ранжирование «срочно/не срочно, важно/не важно» в текущий момент и внедрено командное проектное управление учебной и воспитательной работой.
Как считают в школе №376, в результате реализации этой управленческой модели удалось минимизировать риски невыполнения рабочих программ, избежать выпадения отдельных обучающихся из системы обучения с применением дистанционных технологий, а также достичь удовлетворенности родителей и детей качеством организации учебного процесса, включая многодетные семьи с разновозрастными детьми и меньшим числом технических средств. Кроме того, снизилась стрессовая нагрузка на педагогический коллектив школы во время аврального перехода на дистанционное обучение. Навыками цифровизации учителя овладели быстро, и, что очень важно, удалось обойтись без срывов уроков из-за технических сбоев.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии