Наука и искусство, казалось бы, вещи почти несовместимые. Тем не менее проект «В НИИ КУДА», представленный этой осенью в Центре идентичности галереи «Беляево» объединения «Выставочные залы Москвы», продемонстрировал, как можно интерпретировать научные открытия через художественное восприятие.
Идея выставки возникла буквально из воздуха. Кто-то из организаторов обратил внимание на то, что на территории московского района Беляево расположено множество НИИ. Они были перенесены сюда или вновь созданы в 70‑х годах прошлого века одновременно с жилой застройкой. Среди них – Научно-исследовательский институт вычислительных комплексов имени М.А.Карцева, Институт космических исследований РАН, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Институт биоорганической химии имени М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН, Международный институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН и проч.
Деятельность этих научных учреждений и была взята за основу при подготовке проекта «В НИИ КУДА» художниками – участниками выставки.
Так, фотохудожница Алла Мировская выдвинула идею о том, что старые фотографии похожи на погасшие звезды, и представила коллекцию снимков из своих семейных альбомов вперемешку с фотографиями видов космоса, снятыми космическими телескопами США «Хаббл» и «Чандра». «Использование изображений космоса в данном проекте акцентирует общее в природе старой фотографии и удаленных на гигантские расстояния от человека объектов Вселенной, – рассказывает Алла. – Вся видимая нами Вселенная – это, по сути, живая гигантская старая фотография, которую мы видим с задержкой в миллионы и миллиарды световых лет. Это настолько несоразмерно привычному масштабу восприятия, что невозможно представить такую длительность».
Наталия Малютина представила фотопроект «Линия Кармана». Так называют высоту 100 км над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом. Главным персонажем экспозиции стал муж Наталии Дмитрий Малютин – по профессии обычный менеджер, но всю жизнь мечтавший полететь в космос. Он изображен в окружении различных «космических» атрибутов, в числе которых даже костюм курсанта Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. «Достижение линии Кармана является основанием для признания полета космическим, – говорит Наталия. – А лично для меня это еще и линия преодоления, за которой открываются новые горизонты для моего мужа и меня». Впрочем, сейчас развивается космический туризм, и кто знает, может быть, однажды мечта Дмитрия сбудется!
В проекте Таисии Коротковой «Академгородок» художник попадает в закрытый научный городок НИЧАВО. Конечно, нам сразу вспоминаются знаменитая повесть Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и снятый по ее мотивам фильм «Чародеи»… В состав экспозиции вошли также принты рисунков автора из серии «Музей космонавтики».
В программе выставки фильм, снятый арт-группой «Куда бегут собаки», созданной в рамках проекта «1,4…19». В нем исследуется механизм формирования реальности в ходе экспериментов с мышью в лабиринте.
Видеоролик Александры Лопиной «Как понять свое тело» посвящен компьютерной диагностике организма. «Тело для меня – внутренний космос, неизведанное, непознаваемое, тайное, как космос внешний», – признается автор.
Оказывается, достижения науки могут буквально шокировать. Так, проект Натальи Драчинской посвящен лаборатории, где можно заказать памятные украшения с бриллиантами, выращенными из праха умерших родственников. Процесс изготовления алмазов из пепла, полученного при кремации, проводится под высоким давлением при температуре 1500 градусов по Цельсию выше нуля. Вес «камешка» составляет от 0,4 до 1 карата, на его изготовление уходит около двух месяцев. Кристалл огранивают, и по характеристикам он ничем не отличается от натурального бриллианта… По желанию заказчика на нем могут написать имя умершего и дату его кончины, причем метка видна только под микроскопом. На фотографиях Драчинской мы можем увидеть образцы. А вы смогли бы надеть на себя такое колье?
Алину Бровину (проект «Коллективное тело») увлекла идея постоянного обмена контактирующих друг с другом людей микроорганизмами. Она собрала образцы микрофлоры своих коллег-художников и поместила их в чашки Петри с различными питательными средами. «Сообщества микроорганизмов, населяющих любую экосистему, в том числе кожные покровы и ротовую полость, индивидуальны для каждого человека и играют решающую роль в иммунологическом, гормональном и метаболическом гомеостазе хозяина, – поясняет Алина идею своего проекта. – Представление о населяющих нас невидимых существах усилилось и стало общеизвестным во время пандемии. Новым же для меня стало ощущение расширения и размытия границы человеческого тела не только в пространстве, но и во времени». Кстати, разросшиеся в плошках культуры выглядят нисколько не пугающе и очень органично вписываются в общий план экспозиции.
Если на первый взгляд может показаться, что проект «В НИИ КУДА» имеет мало отношения к настоящей науке, что это просто очередная эпатажная попытка художественного самовыражения, то при дальнейшем размышлении осознаешь, что он не такой уж и дилетантский: ведь далеко не каждый человек обладает аналитическим складом ума и желанием глубоко разбираться в научных вопросах, а эта весьма экзотичная экспозиция, по крайней мере, пробуждает интерес к научным направлениям и открытиям. В том числе нельзя отрицать и образовательно-просветительскую роль проекта.
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Комментарии