search
main
0

«Прежними вы не будете»

Хроника летящего пеликана

Трансляция практически всех значимых моментов конкурса «Учитель года России» позволяет каждому, у кого есть скоростной Интернет, быть в гуще событий – на уроке и методической мастерской, в момент объявления «пятнашки» и вручения малых хрустальных пеликанов. Но вместе с тем видео в Сети – только миг. Предлагаю прочувствовать конкурсную атмосферу в текстовых статьях. Почему важно рассказать подробно о церемонии объявления пятнадцати лауреатов? Просто именно на этой церемонии говорят теплые, иногда немного шуточные, но всегда важные и нужные слова в адрес всей конкурсной компании, всех 85 учителей. И говорят их члены жюри, точнее председатели групп жюри. В этом году групп было семь, а председателей в каждой двое – абсолютный победитель и ректор педагогического университета.

Пятнадцать лауреатов

Началась церемония объявления «пятнашки» немного необычно, но вполне логично. О конкурсном закулисье, расколотых больших хрустальных пеликанах, песнях, которые вдохновляют, и тайных желаниях учителей года рассказал Михаил Гуров, абсолютный победитель 2020 года.

Речи экспертов перемежались прекрасными концертными номерами талантливой молодежи Ростова-на-Дону. Сцена лицея №11 ни разу не покраснела, наоборот, школьные стены явно гордились танцующими и поющими детьми – школой эстрадного пения «Ветер перемен», хореографическим ансамблем «Росинка», ансамблем ложкарей «Ростов-град», хорео­графическим коллективом «Фантази». Сопредседатели жюри делились впечатлениями о первом очном туре, а затем на сцену поднимались участники конкурса, тоже по группам, получали дипломы и памятные значки в виде пеликанов.

Ненапрасные слова

 Группа №1

Илья Демаков, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017: «Мы пришли к твердому убеждению, что ни одна судейская группа не подвергалась таким опасностям и искушениям, как наша. На наших глазах смешивали спирт с водой, плавили серу, ходили по непрочному мосту, и даже ракета, собранная из парт, была направлена в сторону жюри. За эти яркие впечатления, невероятный драйв, живость и профессионализм, которые наши блистательные конкурсанты подарили нам за эти четыре конкурсных дня, мы от всей души благодарим».

Нина Федина, ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского: «Все эти четыре дня мы у вас учились. Спасибо!»

Группа №2

Александр Коротков, ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета: «В этот замечательный конкурсный праздник круг клуба «Учитель года России» стал еще шире, я вас всех поздравляю с этим. И, самое главное, – наших новых «пеликанов». Ура!»

Алексей Крылов, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2001: «Конечно, выражая благодарность конкурсантам за их работу, их уроки, нельзя не вспомнить тех, без кого этот праздник, наверное, не состоялся бы. Я говорю в первую очередь о ростовских школьниках. Они точно так же, как вы, волновались».

Группа №3

Иван Кротт, ректор Омского государственного педагогического университета: «Эти четыре дня были очень интересными, очень насыщенными. Мы увидели много креативного. Самое главное – мы увидели целеустремленность, умение обуздать ситуацию и многогранную талантливость. Ждем продолжения!»

Артур Заруба, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1992: «Я хочу обратиться со словами благодарности к конкурсантам нашей группы и в их лице поблагодарить всех участников конкурса «Учитель года»-2021. Вы невероятно талантливы. Это так здорово, когда нет разницы между столицей и провинцией, между городом и деревней! Все показали высочайший уровень. Но чтобы сконцентрированно сказать то, что надо сказать конкурсантам, я воспользуюсь помощью моего друга учителя года России-1993 Олега Геннадьевича Парамонова и прочитаю стихи, которые он сочинил в 2007 году:

Всегда стремится высший свет, от зависти дурея,
Свести божественный дуэт к убожеству дуэли.
Но светским козням вопреки у нас иной удел.
Ведь конкурсанты – не стрелки, а конкурс – не отстрел.

И потому не побоюсь я в этом вам признаться –
Незыблем конкурсный союз и конкурсное братство.
И в том еще уверен я, что конкурс будет жить,
Покуда есть учителя, способные творить.

Группа №4

Михаил Нянковский, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1994: «Дорогие конкурсанты, спасибо за четырехдневный праздник, который вы нам подарили своим трудолюбием, талантом, профессионализмом и невероятным обаянием. Кто-то сегодня пройдет в «пятнашку», кто-то не пройдет, кто-то увезет с конкурса пеликана, кто-то не увезет. Увезите с конкурса главное. Вы, наверное, обратили внимание, какие теплые отношения связывают всех членов жюри. Кстати, хочу поблагодарить своих коллег за чудесную слаженную работу. Так вот, эти теплые отношения начались здесь, мы все познакомились на конкурсе, кто-то полгода назад, кто-то 30 лет назад. Эта конкурсная дружба – лучшее, что можно отсюда увезти».

Исмаил Байханов, ректор Чеченского государственного педагогического университета: «Казалось, все ты знаешь об учительской профессии, но здесь я понял, что это не так. Я желаю вам хороших учеников, а также – чтобы вы не остановились на этом. Удачи и успехов!»

Группа №5

Светлана Минюрова, ректор Уральского государственного педагогического университета: «Вся страна в эти дни болела за каждого из вас. От Калининграда до Чукотки. Уверена, все ваши близкие, ученики, их родители, конечно, руководители очень волновались. Мы почувствовали, насколько необъятно и едино наше замечательное братство, учительство страны. Кипели страсти, были жаркие дискуссии, но сегодня праздник вдохновит нас на то, чтобы двигаться дальше. Дверь открыта!»

Александр Демахин, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012: «У философа Мераба Мамардашвили есть такая мысль: «Человек – это усилие быть человеком». Конкурсные испытания убедили меня в глубине и важности этой фразы в отношении труда учителя. И, мне кажется, это важно не только для конкурсных дней, но и для последующих дней нашей жизни».

Группа №6

Екатерина Филиппова, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1996: «Делай что любишь и люби что делаешь!» – это девиз одного из вас, дорогие конкурсанты. Мы увидели, как вы любите детей. А детей, которых мы увидели на уроке, нельзя не любить. Они талантливые, одаренные, просто восхитительные, и они помогали вам как могли. Мы увидели, как вы любите то дело, которому служите, свою профессию. А ведь смысл жизни, писал Экзюпери, познаешь только через профессию и человеческие отношения. Мне очень хочется, чтобы вы оставались в нашей профессии и обретали новых друзей, хранили эту дружбу как можно дольше».

Андрей Макаренко, ректор Томского государственного педагогического университета: «Дорогие конкурсанты, вы сотворили для нас настоящий праздник педагогического профессионализма, показали себя с лучшей стороны. Мне очень важно было погрузиться в атмосферу этого праздника, потому что я представитель педагогического университета. Вы нарисовали для нас настоящую панораму – яркую и очень достойную визуализацию труда настоящего учителя, педагога XXI века. Огромное вам за это спасибо!»

Группа №7

Алексей Овчинников, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011: «У нас, как мне кажется, была самая лучшая группа. И как могло быть иначе, когда 13 членов жюри смотрели 13 методических семинаров, 13 уроков в аудитории 1313? Дорогие коллеги из седьмой группы жюри, спасибо вам за работу! Думаю, мы с вами нашли гармонию в нашем нелегком труде. А вас, уважаемые конкурсанты, благодарю за ваши уроки, методические мастерские. Думаю, что после этих нескольких дней вы уже никогда не будете прежними».

Салават Сагитов, ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М.Ак­мул­лы: «Впервые на конкурсе сопредседателями групп жюри наравне с абсолютными победителями стали ректоры педуниверситетов, мои коллеги с большим удовольствием при­ехали сюда. Задача, которую ставит перед нашими вузами министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов, глобальная – создание единого образовательного пространства. Мы вернулись в ведение Минпросвещения России буквально год назад. За этот год мы почувствовали поддержку министерства. Между собой мы уже общаемся, дружим. Теперь наша задача – вновь объединить педагогическую общественность и педвузы, чтобы наше единое образовательное пространство зазвучало по-другому. Наш народный поэт Мустай Карим говорил о том, что люди, живущие на планете Земля, разделяются на две половинки: те, кто живет на солнечной стороне, и те, кому не повезло. Я уверен, что те, кто собрался в этом зале, живут на солнечной стороне планеты. У вас не хватает сил, эмоций под конец учебного дня, но утром вы снова выходите на солнечную сторону и завлекаете на эту солнечную сторону наших детей. Поздравляю вас, дорогие коллеги! Здесь нет проигравших, здесь все победители».

Пятнадцать заветных конвертов

 Кульминация церемонии – конечно, объявление пятнадцати лауреатов. Лежат 15 конвертов, и те, кому поручено назвать заветные имена, берут наугад пять из них. Первой конверты выбирает первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова. Но сначала она чествует директора лицея №11 Ростова-на-Дону Валентину Потатуеву: «Хочется поставить пятерку с плюсом Валентине Олеговне за колоссальный труд, доброту, щедрость, гостеприимство, за то, что она сохранила праздник». Прозвучала благодарность Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, министру Ларисе Валентиновне Балиной, всем, кто принимал участие в организации «Учителя года».

Следующие пять конвертов вскрывает министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина: «Я волнуюсь не меньше конкурсантов. Мы очень ждали конкурса в Ростовской области, мечтали об этом, стремились, и вот вы здесь! Еще раз благодарю учителя года России-2020 Михаила Николаевича Гурова, который устроил нам такой праздник. Дорогие конкурсанты, вы получили несметные богатства – новый профессиональный опыт, личностный рост, а самое главное – друзей, которые будут с вами идти по жизни».

Для оглашения финальных пяти имен лауреатов на сцену выходит директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Андрей Милехин: «Хочу поблагодарить учредителей конкурса – «Учительскую газету», Общероссийский Профсоюз образования и героическую, трудовую, прекрасную землю вольного Дона и ее замечательных жителей. Низкий вам поклон».

«Я одержал победу над собой!»

 Лауреаты названы, радость и тревожное чувство ответственности отражается на лицах тех, кто вышел в следующий тур и теперь сидит в первом ряду с подарками и букетами. А остальные? Они тоже улыбаются – искренне рады за друзей. Но, конечно, это тяжелый момент для семидесяти конкурсантов, чьи испытания завершены. И вот ради них на сцену лицея снова вышел Андрей Милехин. 20 лет назад он тоже был участником финала «Учителя года России» и даже стал победителем в номинации «Свобода и демократические ценности в образовании». Андрей Викторович подошел к микрофону: «Как конкурсант хочу вам рассказать одно стихотворение с небольшой предысторией. Оно родилось в 2000 году, автор – учитель истории и экономики из Ленинградской области Евгений Травин. К сожалению, Жени нет с нами… Тогда свое стихотворение «Шестнадцатое место» он подарил коллегам. Сам же вошел в пятнашку, в пятерку. Я по негласной традиции передаю эти строки вам, коллеги:

Я получил шестнадцатое место!
Конец страданьям и конец игре.
Быть может, кто-то скажет, что нечестно,
Быть может, в глубине обидно мне.

Но говорить не смейте о бесчестье,
Себя я отдал, сделал все, что мог!
Я получил шестнадцатое место
И лучший в своей жизни дал урок.

Такими не бывают пораженья!
Пускай в пятнадцати окажется другой.
Я выиграл свое главное сражение –
Я одержал победу над собой!

Никто на конкурсе не должен чувствовать себя проигравшим. Помогают ощутить свою значимость подарки от спонсоров, партнеров. А еще – особые специальные призы. И первый приз нашел героя в этот волшебный вечер. Спецприз от Еврейского музея и Центра толерантности в номинации «За содействие гражданскому воспитанию и формированию культуры мира среди обучающихся».

Директор Центра толерантности Анна Макарчук, вручая памятную награду и оборудование для работы, объяснила: «Профессиональное мастерство педагога – это много различных аспектов, которые оценивались все дни конкурса. Ну а мы убеждены, что есть один ключевой элемент профессионализма. Это личность педагога. В нашей номинации мы уже шесть лет ищем того человека, который был бы коммуникативно компетентен. В жизни учителя много общения.

Мы ищем человека, который был бы психологически устойчив, не мне вам говорить, как много может случиться в вашей работе, вы должны быть к этому готовы. Это человек, который понимает и ценит разнообразие. Это человек, который каждый день несет ребятам ценности, они помогут им стать теми людьми, которым не страшно будет передать будущее. Шесть лет мы ищем такого человека, а находим 85 таких людей, потому что все, что я назвала, относится к каждому из вас. Нам сложно выбрать одного-единственного. Кто же это в 2021 году? В дизайн своего урока он заложил своеобразие как важный элемент. Донес сообщение о будущем через тысячелетие из каменного века. Это учитель истории и обществознания из Республики Крым Эдуард Долецкий».

А что было дальше? Обязательно расскажем.

Оксана РОДИОНОВА

 

Лауреатами конкурса «Учитель года России»-2021 стали:

Артем Барат, учитель физики школы №1520 имени Капцовых, город Москва;

Екатерина Власова, учитель начальных классов начальной школы – детского сада №14 Шелеховского района Иркутской области;

Мария Голованова, учитель английского языка гимназии №122 имени Ж.А.Зайцевой города Казани Республики Татарстан;

Раджана Дымбрылова, учитель английского языка лингвистической гимназии №3 города Улан-Удэ Республики Бурятия;

Анастасия Ильина, учитель английского языка средней школы №1 села Красный Яр Астраханской области;

Екатерина Костылева, учитель физики гимназии №16 города Тюмени;

Элен Кочарян, учитель истории и обществознания юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского города Ростова-на-Дону;

Карина Кушхова, учитель английского языка школы №5 города Майского Кабардино-Балкарской Республики;

Хава Макаева, учитель русского языка и литературы школы №7 города Грозного Чеченской Республики;

Дмитрий Морозов, учитель истории школы №38 города Хабаровска;

Полина Пятакова, учитель русского языка и литературы гимназии №3 имени Дмитрия Жалиева города Краснодара;

Алексей Соколов, учитель биологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе губернаторского лицея №101 имени народного учителя РФ Ю.И.Латышева при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н.Ульянова (Ульяновская область);

Мария Тимченко, учитель математики и информатики средней школы «Агалатовский центр образования» деревни Агалатово Ленинградской области;

Анастасия Шрамко, учитель русского языка и литературы лицея №14 имени Героя Российской Федерации Владимира Нургалиева города Ставрополя;

Елена Щукина, учитель химии средней школы «Петролеум+» города Перми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте