search
main
0

3/6=1/2. Насколько очевидно это равенство для современных школьников?

Чему нас учит история? Извлекаем ли мы пользу из ее уроков? Наверное, однозначного ответа здесь нет, и тем интереснее отсчитать назад 8 лет и вспомнить некоторые события, которые произошли в разных концах земного шара. 2000 год ЮНЕСКО объявило Годом математики. 27 сентября того года в Америке Национальная комиссия по преподаванию математики и естественных наук направила в адрес министра образования Ричарда В. Райли доклад «Пока еще не слишком поздно» (его текст можно прочитать на нашем сайте www.ug.ru). Председатель комиссии Джон Гленн писал в предисловии о «мрачной картине снижающегося уровня математического образования, устаревшего на три десятилетия». «Будущее нашего государства, – предупреждал он, – зависит не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, насколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам». Комиссия призывала государство к необходимости «действовать сейчас, пока еще не слишком поздно» и предлагала конкретные пути решения проблемы.

В России 18-22 сентября 2000 года в Дубне состоялась первая Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков». В решении конференции говорилось: «Введение всеобщего тестирования как основного способа оценки знаний учащихся необратимо ухудшит уровень математического образования в России. По данным ЮНЕСКО, единственная из развитых стран мира, в максимальной степени применяющая эту систему, – США – находится на одном из последних мест по качеству математического образования». Участники конференции обращались с просьбой к Президенту РФ «рассмотреть вопрос о недопустимости сокращения числа часов на математику как в школе, так и в вузах». И вот совсем свежий документ – «Постановление Совета Российского союза ректоров». 5 сентября 2008-го. В этот день в МГУ собрались ректоры вузов, ведущие ученые, чтобы обсудить состояние и перспективы математического образования в высшей и средней школе. «За период с 1952 по 2008 год, – сказано в постановлении, – число часов на преподавание математики в начальной школе сократилось с 7 до 4 в неделю, а в средней – с 6 до 5 часов. Аналитические исследования, результаты ЕГЭ в 2008 году свидетельствуют о тенденции к снижению уровня знаний школьников по математическим дисциплинам».

Академик РАН Владимир Бабешко, выступавший с основным докладом, говорил о возрастающей роли математических дисциплин в инновационном развитии и укреплении военно-промышленного потенциала России, о том, что наиболее динамично развивающиеся страны предпринимают дополнительные меры для подъема математического образования на всех ступенях обучения. Академики – математики РАН, выступавшие на заседании, – Виктор Садовничий, Виктор Васильев, Владимир Арнольд, Валерий Козлов были едины во мнении: КИМы по математике плохо связаны с содержанием школьного образования, их надо подвергнуть серьезной экспертизе РАН и РАО. Математика должна быть «каждодневной и достаточной зарядкой для мозгов», но в то же время понятной для массового ученика, а не только для одаренных и талантливых. Здесь нужно искать консенсус в том, что убрать, а что добавить в программу, чтобы изучение математики стало полезным и интересным. Обязательный ЕГЭ по математике должен быть сохранен. Отмена его повлечет снижение интереса к предмету и как следствие – еще большее падение уровня математических знаний, что уже обернется негативными последствиями для будущего государства. Нужно навести порядок и в обеспечении преемственности школьных и вузовских программ по математике. Кроме того, Российский союз ректоров принял решение просить Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию рассмотреть вопрос о подготовке Федеральной целевой программы развития математики и математического образования на 2010-2018 годы и провозглашении 2010 года в России Годом математики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте