Успех в начальной школе – это тот важный шаг, который закладывает в каждого ребенка уверенность в себе, дает возможность поверить в свои силы, начать строить большие, иногда амбициозные планы на будущее. Успешная личность – это самый важный и значимый запрос современного образования. Такой человек умеет учиться всю жизнь, сила его характера позволяет идти к самым высоким целям и достигать их. По результатам опроса новое поколение детей считает очень важным получение хорошего образования. Задача педагогов начальной школы – заложить фундамент для развития успешной личности человека, который станет достойным гражданином своей страны.
Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку во всем мире и изменения в новых ФГОС НОО, из года в год ученики российских школ готовятся к очень важному событию. Всероссийские проверочные работы стали тем инструментом независимой оценки качества, который позволяет повысить уровень Российского образования и сделать эту процедуру более открытой. На сегодняшний день Рособрнадзор приказом от 16.08.2021 №1139 утвердил расписание Всероссийских проверочных работ на 2022 год. Будущей весной они пройдут в школах страны с марта по май. Это очень важная ступень в образовании каждого ученика.
Как учитель начальных классов я часто замечаю волнение детей перед проверочными работами. Приходится придумывать такие формы проверки качества усвоенного материала, которые бы позволяли уменьшить уровень тревожности моих учеников. На сегодняшний день для успешной подготовки к ВПР нужны специальные учебные пособия. Таких пособий множество, но далеко не все они соответствуют реальным запросам родителей, детей и педагогов. Не стоит и говорить о том, что лучшие пособия – те, которые созданы разработчиками самих заданий ВПР и прошли специальную экспертизу Федерального института оценки качества образования (ФИОКО). Такими учебными пособиями и являются книги «ВПР. Типовые задания» издательства «Экзамен». Со всем перечнем изданий можно ознакомиться на сайте ФИОКО.
Из года в год издательство «Экзамен» стремится разнообразить и сделать свои книги более интересными. В помощь школьникам разработаны по три варианта таких пособий по каждому предмету. Есть пособия по 10, 15 и даже 25 вариантов. Это позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс. Ведь есть дети, которым достаточно несколько вариантов, чтобы иметь твердое понимание того, что их ожидает в реальной Всероссийской проверочной работе, а есть и такие, которым важно тренироваться каждый день, и не на одном варианте, а на нескольких. Структура заданий «ВПР Типовые задания» от издательства «Экзамен» полностью соответствует структуре заданий во Всероссийских проверочных работах, что позволяет заранее адаптироваться и примениться учащимся перед экзаменом. Такие пособия позволяют подготовиться к столь ответственному мероприятию так, чтобы оно прошло в спокойной для психики ребенка обстановке, без лишнего стресса и переживаний. Ведь на начальной ступени обучения это крайне важно.
Всегда думала, что меня – учителя, за спиной которого более 19 лет стажа, – удивить ничем уже невозможно. Тем не менее я была приятно поражена количеством новых интереснейших заданий в изданиях этого года. Они максимально приспособлены к жизненным ситуациям. Их можно использовать на уроке как методический материал, так и в качестве основы для воспитательной работы с учащимися. В свете нынешних изменений в ФГОС это очень актуально. Например, предложенные варианты из книги «ВПР. Типовые задания» по математике авторов И.В.Ященко, Г.И.Вольфсон, И.Р.Высоцкого, где необходимо изобразить семейное древо, дают возможность не только механически выполнить их, но и развить интереснейшую тему взаимоотношений в семье, поговорить об уважении взаимопомощи, рассказать о традициях и привычках, обсудить понятие толерантности.
Очень интересный и объемный материал подобран для использования на уроках и классных часах. Появилось также множество заданий, позволяющих развивать необходимые в современном обществе компетенции: умение использовать карту для путешествий, определять время, за которое нужно добраться из одной точки в другую, и многое другое. Еще ребята очень любят задания с календарем, что позволяет максимально легко запомнить значимые даты и праздничные дни как во всей нашей стране, так и в своем регионе. Многим ученикам нравится задание с зеркальными изображениями. По-прежнему очень много внимания уделяется работе со схемами и таблицами, что очень актуально в нынешнее время – в эпоху развития цифрового образования. В различных электронных образовательных ресурсах умение работать с таблицами и схемами очень важно. Также хочется отметить, что, как и раньше, первые упражнения в «ВПР. Типовые задания» также проверяют вычислительные навыки – основные арифметические действия, деления, умножения, сложения, вычитания многозначных чисел, решение задач на стоимость, объем, площадь. Задания разнообразны, что актуально для знания математики в начальной школе. По опыту знаю: используя данное пособие в учебном процессе, ребята с легкостью и интересом справляются с заданиями ВПР уже в начале четвертого класса, а затем лишь закрепляют эти умения.
«ВПР. Типовые задания» по русскому языку авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова не претерпел очень больших изменений, но и здесь материалы стали более разнообразными и интересными. Хочется напомнить – ВПР по русскому языку состоит из двух частей. Первая часть включает диктант и работу с предложением. Вторая часть состоит из 15 заданий, направленных на проверку умения работать с текстом, а также задания на знание основных правил постановки ударения, разбор слова по составу, звуко-буквенный анализ слов и др. Содержание материалов для работы с текстом теперь, на мой взгляд, еще более соответствует возрасту детей. Они познавательны и имеют особенность мотивировать детей к поиску дополнительной информации по той или иной теме, для получения доказательства каких либо интересных фактов. Уже сейчас, на уроках как русского языка, так и окружающего мира, мы часто обращаемся к текстам из данного пособия.
Интереснейшие задания с крылатыми фразами, фразеологизмами, высказываниями являются фундаментом для воспитательной работы, позволяют уточнять значения словосочетаний и сравнивать с описанные примеры с реальными жизненными ситуациями. Тексты диктантов интересны и информативны для учителя в плане проверки всего учебного материала начальной школы. Часто использую сама и советую коллегам вырезки из диктантов для работы по какой-либо орфограмме или правилу. Для молодых специалистов издания «ВПР. Типовые задания» – своего рода палочка-выручалочка в процессе подготовки к Всероссийским проверочным работам. Не всегда молодой и неопытный учитель может правильно подобрать материал для проверки качества усвоенного материала, а данные пособия стоят у истоков развития ВПР и могут стать методическими направляющими для молодого специалиста. Отрадно видеть, что в издании «ВПР. Типовые задания» по русскому языку сохранилась проверенная временем методика проведения диктанта. Это большая помощь для родителей и молодых учителей.
В начальной школе один из самых любимых предметов – окружающий мир. На этих уроках маленький человек делает первые шаги к самостоятельному познанию, учится опытным путем добиваться истины, пробует себя в качестве аналитика, изобретателя.
Как и всегда, Е.В.Волкова, Г.И.Цитович, авторы пособия «ВПР. Типовые задания» по окружающему миру, подготовили объемные, содержательные и интереснейшие материалы, которые бы способствовали самой плодотворной подготовке к Всероссийским проверочным работам. Данные материалы не только позволяют систематизировать знания в данной области, но и развивают фантазию, логическое и образное мышление. С этим пособием подготовка к ВПР стала более простой и лаконичной. Очень часто учителя нашей школы используют такие книги в качестве дополнительной литературы для дистанционного обучения. Вся информация достаточно наглядна и понятна. Вопросы, в заданиях просты и кратки, что позволяет ребенку глубже вникнуть в суть заданий. Хочу отметить, что в сложное время самоизоляции варианты ВПР от издательства «Экзамен» помогли с максимальной пользой подготовить ребят к проверочным работам, не упустив никаких нюансов. Ученики сами выбирали вопросы, научились использовать критерии оценки для самоанализа и самооценки. Особый интерес вызывают у учащихся задания, описывающие различные опыты. Они позволяют развивать образное мышление и умение пользоваться алгоритмами.
Как для молодых учителей, так и для заинтересованных родителей школьников в данных пособиях предусмотрен раздел с ответами для каждого варианта. В готовых ответах родитель может не только проконтролировать правильность выполненной работы, но и обсудить с ребенком возможные варианты рассуждений.
Критерии оценивания в пособиях издательства «Экзамен» понятны любому пользователю. Это позволяет максимально объективно оценить результат как учителем и родителем, так и самим учащимся, если он занимается самостоятельно. Очень помогает и возможность оценивания задания не по одному, а нескольким критериям.
Хочется отметить и тот факт, что большое количество семей выбрали для своих детей домашнее обучение как основную форму получения образования. Таким образом, пособия ВПР издательства «Экзамен» могут стать для родителей хорошей возможностью получения качественной подготовки к Всероссийским проверочным работам, направить их усилия в правильном направлении. «ВПР. Типовые задания» служат своего рода методическими рекомендациями для взрослых. Здесь все доступно и понятно. Не нужно нанимать репетиторов и искать дорогостоящие онлайн курсы, достаточно приобрести данные издания и готовиться к экзаменам самостоятельно.
Сейчас только начало учебного года, но это то плодотворное время, когда есть возможность каждому учителю и ученику поэкспериментировать в поиске интересных источников знаний.
Пройдет совсем немного времени, наступит весна. Ребята с трепетом и совершенно без страха начнут писать Всероссийские проверочные работы. И пусть уже сейчас книги из серии «ВПР. Типовые задания» авторов Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Ященко, Г.И.Вольфсон, И.Р.Высоцкого, Е.В.Волковой, Г.И.Цитович издательства «Экзамен» станут настоящим открытием для нового поколения четвероклассников. Огромное спасибо авторам и разработчикам за объемный материал, интересные задания, удобный формат типовых заданий. И, конечно же, за огромный вклад в современное образование, за постоянное движение и обновление!
Как сказал знаменитый дидакт и философ Джон Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра!»
Наталья МИРЗОЕВА
Комментарии