search
main
0

27 марта – Международный день театра. В нашей стране, как и во всем мире, он отмечается с 1961 года. Именно в том году на IX конгрессе Международного института театра было принято решение о ежегодном праздновании Дня театрального искусства. Прошло уже тридцать восемь лет, и праздник стал традицией. В этот день устраиваются не только торжественные заседания и собрания, но и даются лучшие спектакли, приурочиваются премьеры.

Однако канун нынешнего праздника для многих деятелей искусства и культуры, и прежде всего для старейших сотрудников Государственного Театра эстрады, был омрачен, можно сказать, страшным, просто сногсшибательным сообщением. Из Московского комитета по культуре пришло известие – Театр эстрады подлежит закрытию.

– Мы так и ахнули, – еле сдерживая слезы, начинает рассказывать мне популярная эстрадная артистка, певица Капитолина Лазаренко, впервые вышедшая на сцену в 1953 году с ансамблем под руководством Леонида Осиповича Утесова. Неужели Юрий Лужков в курсе, но ведь бумага не им подписана. По ее словам, эта печальная история началась после смерти бывшего главного режиссера Государственного Театра эстрады народного артиста России Бориса Сергеевича Брунова. При нем была пора расцвета театра и ,главное, полноправными хозяевами здесь были артисты эстрады.

Кстати сказать, несколько дней назад Государственный Театр эстрады тихо справил свой 45-й год рождения. С каким трудом в свое время удалось заполучить это помещение, примыкающее к знаменитому “дому на набережной”, рядом с кинотеатром “Ударник”. До этого театр ютился где попало, несколько лет давал концерты и представления в крошечном, мало приспособленном для эстрадных эффектов зданьице на площади Маяковского, в том самом, что в шестидесятые годы занимал театр “Современник” под руководством Олега Ефремова. Но, если вы помните, центр Москвы подвергся так называемой генеральной реконструкции – тогда в столице исчезли многие старинные постройки, особнячки в стиле модерн, украшавшие город, придававшие ему неповторимый облик. Не смогли уберечь и театральный домик на площади Маяковского – он мешал строительству магистральной автодороги с подземными проезжими тоннелями и наземными переходами.

Сегодня же, в отличие от прошлых лет, речь идет не о выселении театра из-за капитального строительства. Последнее здесь ни при чем. Капитолина Лазаренко убеждает, будто новому руководителю Геннадию Хазанову Государственный Театр эстрады не нужен. В последнее время, убеждает она, он отошел от собственно эстрадного искусства, исчерпал себя, еще будучи “учащимся кулинарного техникума”. Г.Хазанов увлекся кинематографом, с удовольствием принимает приглашения в антрепризы, где играет сугубо драматические роли. Тут Капитолина Лазаренко права – отход Геннадия Хазанова от эстрадного жанра, долгие годы именовавшего себя учеником выдающегося комика Аркадия Райкина, очевиден.

Но трудно поверить в столь дерзкую его вероломность! Он, как и многие другие артисты, плакал над гробом Бориса Сергеевича Брунова. На панихиде звучали клятвенные речи, ораторы давали обеты, что дело высокого служения эстрадному искусству, которому Б.С.Брунов посвятил свою жизнь, будет продолжено любящими его друзьями, учениками и сподвижниками. Был на похоронах и Иосиф Кобзон, народный артист СССР, депутат Государственной Думы. Тоже плакал и говорил, что Театр эстрады был для него родным домом, где всегда было тепло и уютно, где “под крылом Бориса Сергеевича” все находились в своей тарелке, чувствовали себя защищенными…

– Такие слова, – продолжает Капитолина Лазаренко, – нас обнадежили. Хотя тревога и оставалась. Кто будет новым руководителем театра? Какая атмосфера установится здесь? И вот эта чиновничья бумага. Я – старая артистка, стараюсь держать форму, довольно часто выступаю на разных сценах, но скажу откровенно – лучше Государственного Театра эстрады нет ничего на свете. Да разве я только о себе пекусь! Эту эстраду любили Утесов и Шульженко, Бернес и Майя Кристалинская, Аркадий Райкин, Гелена Великанова…А современные эстрадные артисты… Может быть, кто-то еще надеется, что их ждут на “площади звезд” в Государственном Центральном концертном зале, то напрасно. Все время идут разговоры о том, что гостиница “Россия” с прилегающим к ней ГЦКЗ находится не на своем месте, не вписывается в древнюю архитектуру кремлевского подворья, загораживает панораму Замоскворечья. Может статься, что в скором времени от ГЦКЗ останутся только звезды на асфальте…

А что будет вместо Государственного Театра эстрады? Никто не знает. Загадка! Может быть, драматический театр (этот статус с новым уставом, предполагающий постоянную труппу, уже есть! ), антреприза Геннадия Хазанова, бросающего на произвол судьбы эстрадный жанр, который, в отличие от него самого сегодня не переживает время кризиса?

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте