27 сентября в России отмечался День воспитателя и всех дошкольных работников. В преддверии праздника мы встретились с победителем конкурса «Педагог года дошкольной образовательной организации Республики Башкортостан»-2019 Еленой Морозовой. Воспитатель детского сада №2 Стерлитамака представит регион на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года»-2020.
– Елена Александровна, как вы пришли в профессию? Чем вам нравится работа в детском саду?
– Случилось это много лет назад. Несмотря на то, что с седьмого класса я очень полюбила химию и целенаправленно готовилась к поступлению в Стерлитамакский химико-технологический техникум, окончив девятый класс, я вдруг вспомнила свою детскую мечту стать учителем. Память – удивительная вещь, которая часто преподносит нам сюрпризы, так произошло и со мной. Сразу стали припоминаться мои игры в школу, где я представляла себя учителем, который важно расхаживает по классу и следит за выполнением различных заданий. Конечно, цель связать себя с химией отпала. Я поступила учиться в Стерлитамакский педагогический колледж на дошкольное отделение. Кем буду потом, я на тот момент не понимала, просто хотела быть педагогом и знала, что обязательно им стану. После колледжа продолжила обучение в Московском педагогическом государственном университете на факультете «Дошкольная педагогика и психология». Будучи студенткой вуза, я уже работала в детском саду воспитателем, потому что тяга к детям была неутолима. Это я почувствовала еще на многочисленных педагогических практиках в колледже.
Сейчас, имея за спиной годы работы в дошкольном образовательном учреждении, могу сказать, что детский сад – это работа будущего и работа с будущим. Дети – это удивительные маленькие люди, общаясь с ними, получаешь мощный положительный импульс, от которого любые трудности становятся второстепенными. Через мир детства можно увидеть, как быстро все меняется. Это заставляет находиться в постоянном творческом поиске, быть инициативной, мобильной, идти в ногу со временем. Работая с детьми, я вижу, насколько безграничны возможности ребенка, которые мне нравится раскрывать, поддерживать и помогать развивать. Очень приятно и ответственно осознавать, что есть возможность взрастить в маленьком человечке задаток чего-то хорошего, полезного. Могу с уверенностью утверждать, что детский сад – это моя любимая работа, мое любимое дело. Это именно то место, где постоянно ощущаешь безграничную и безусловную детскую любовь.
– Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребенком. А вы управляетесь с целой группой. В чем секрет?
– Меня часто спрашивают: «Как у вас хватает терпения находиться целыми днями с детьми?» Дело не в терпении, а в понимании. Стоит только попытаться понять точку зрения ребенка, как ты уже сделаешь шаг к принятию. После приходит осознание, что каждый из нас подвержен разного рода изменениям, потому что мы все живые люди. Часто родители принимают на себя роль серьезного взрослого. И этот взрослый всегда знает «как лучше», все нужно делать, как он. И конечно, дети сопротивляются этому, потому что каждый человек с рождения уникален, индивидуален. Выясняется, что мы, родители и педагоги, не знаем, как теперь лучше, а дети – они просто другие.
Поэтому я в своей практике стараюсь применять принцип «меньше серьезности – больше игры». Ведь именно игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста. Именно через игры я стараюсь идти за ребенком, активно слушать и слышать его, отталкиваться именно от его интересов и потребностей. Особой сложности в управлении целой группой нет, поскольку у нас есть общее увлечение. Еще я не устаю повторять, что дети каждый день должны слышать, что их любят дома, в детском саду. У нас с малышами моей группы (им по 3-4 года) уже сложилась традиция: каждый раз перед дневным сном они ждут признания в любви. Я к каждому подхожу и говорю, как я сильно его люблю. Дети всегда захотят вернуться в то место, где их любят, где с ними играют.
– Что из опыта других участников конкурса было наиболее интересным и необычным? Взяли что-нибудь на вооружение из арсенала коллег?
– Очень увлекательна была технология развития межполушарных связей от воспитателя Гульнары Вилковой из уфимского детсада №63. Небольшие элементы, упражнения я использую со своими воспитанниками и собственным ребенком. Ведь слабое взаимодействие левого и правого полушарий – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе. Они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Также заинтересовал опыт воспитателя детского сада №1 из Межгорья Ольги Алферовой, которая занимается продвижением волонтерского движения среди дошкольников. Думаю, когда мои нынешние воспитанники чуть подрастут, тоже буду стараться приобщать их к данному виду деятельности.
– Что вам дало участие в профессиональном конкурсе? Как изменилась ваша жизнь после него?
– Участие в конкурсе прибавило уверенности в своих знаниях и опыте. Победа придала силы для дальнейшего совершенствования мастерства. Сейчас я веду городской мастер-класс для педагогов по интеллектуальному развитию дошкольников и очень рада, что могу делиться своими идеями, находками и получать что-то взамен. Продолжаю работать с детьми, общаюсь с педагогами города, республики, участниками Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года», можно сказать, стала вести более широкую педагогически-общественную жизнь.
Теперь меня ждет участие в XI Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России», который пройдет в Перми. Подготовка уже идет полным ходом. Обещаю достойно представить нашу республику!
Артур СУНАГАТУЛЛИН
Комментарии