Национальную культуру важно и нужно изучать с раннего детства
Главной целью создания проекта «Образовательно-развивающий комплекс по приобщению детей к национальному языку и культуре в поликультурном регионе» стало приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к национальной культуре и языку в рамках досуговой и внеурочной деятельности, а также формирование у ребят первоначальных представлений о культуре народов России и Мордовии, о национальных языках и достопримечательностях своей малой родины. Автором проекта является кандидат экономических наук, профессор, ректор МГПУ имени М.Е.Евсевьева Марина Антонова.
Проект состоит из трех пособий. Книга для младших классов «Россия – наш общий дом. Моя Мордовия», где увлекательно и доступно рассказывается о государственном устройстве Российской Федерации и Республики Мордовия. Еще одна книга для младших школьников «Путешествие по Мордовии» включает информацию о Республике Мордовия с ее самобытной национальной культурой и историей. Азбука-раскраска для дошкольников и учащихся первых классов нацелена на знакомство с мордовским языком, на овладение написанием букв мордовского алфавита, развитие мелкой моторики, внимания, творческого мышления, интереса к национальной культуре.
Авторский образовательно-развивающий комплекс, занявший в 2019 году II место на XVI Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна – моя Россия» в номинации «Мой родной язык», представляет собой инновационный продукт, который позволяет сочетать обучение, воспитание и развитие. Процесс ознакомления с народными ценностями, традициями происходит непосредственно – через образовательную деятельность, а в повседневной жизни – через язык, который тесно связан с устным народным творчеством (пословицами и поговорками, загадками, прибаутками, играми, сказками) и лучшими произведениями литературы для детей.
Реализуется проект в Приволжском федеральном округе, а также в регионах с компактным проживанием мордвы за пределами ПФО. Причем в планы университета входит продолжение работы по включению в проект новых участников.
Экспериментальными площадками проекта стали более 300 общеобразовательных организаций. Мастерские педагогического роста по использованию комплекса в сфере образовательной и досуговой деятельности проведены более чем с 800 педагогами общеобразовательных организаций и 200 воспитателями дошкольных образовательных организаций.
Университетские программы тоже оказались включенными в проект, обновив содержание подготовки будущих педагогов. В процессе обучения студентов знакомят с темами, связанными с технологиями приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к национальному языку и культуре. Например, в ходе летней практики студентами МГПУ имени М.Е.Евсевьева на базе детских оздоровительных лагерей проведены мероприятия по знакомству воспитанников с мордовской культурой и языком. Разработан урок для младших школьников «Мой родной язык», который успешно проводится на площадках школ города Саранска. Разработаны и реализуются программы повышения квалификации педагогов «Современные технологии приобщения дошкольников к национальному языку и культуре», «Современные технологии приобщения младших школьников к национальному языку и культуре», «Инновационные технологии продвижения родного языка и культуры в полиэтнической образовательной среде», «Проектирование учебной и внеучебной деятельности учащихся по приобщению к родному (русскому, мордовскому, татарскому) языку и культуре».
Организован конкурс для педагогов и студентов по приобщению детей к национальному языку и культуре «Родной язык – душа мордовского народа!». Среди воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальной школы проведен конкурс исследовательских и творческих работ «Россия – наш общий дом».
И результаты исследования, и подготовленные в процессе реализации проекта материалы могут быть использованы в системе обучения и воспитания дошкольников и младшеклассников Республики Мордовия, а далее диссеминированы в регионах с компактным проживанием мордовского народа.
Наталья АЛЕКСЕЕВА
Комментарии