Это не простая школа. Здесь учатся особенные дети – с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический процесс в школе вряд ли назовешь классическим, привычным. Казалось бы, те же уроки, звонки, перемены, но цель в них не только образовательная. Вровень с ней стоит другая – средствами воспитания, трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации помочь этим ребятам стать полноценными членами общества.В этом году школе №15 Новочебоксарска исполнилось 25 лет. Для учителя русского языка Лии АЛЕКСАНДРОВОЙ это двойной праздник. Помимо своей основной работы, она вот уже 25 лет возглавляет в коллективе первичную профсоюзную организацию. Мы встретились с Лией Сосипаторовной и узнали, в чем секрет ее успешной деятельности.
– Двадцать пять лет у руля первички – это серьезный срок. А помните, как начиналась ваша общественная работа?- Помню, что не хотела за нее браться (смеется). Поначалу даже отказалась, но, как у нас часто бывает, уговорили. Без нажима. Директор вновь открытой школы тогда мне сказала: «Ты молодая, энергичная. Нам такие нужны», – и я согласилась. Признаться, некоторое время была в растерянности. Профсоюзной работы не знала вовсе, опыта не было.- Как выкручивались?- Первым делом попросилась в другие первички, которые в городской организации были на хорошем счету. Ездила, смотрела, спрашивала. Так накопился неплохой первоначальный багаж знаний. Помню, что труднее всего было разобраться с бумажной работой. Ее в те годы было очень много. Впрочем, и сейчас хватает, но теперь-то за плечами есть чемодан знаний и умений, теоретических и практических, поэтому проблем с документацией нет.- А как изменилась профсоюзная организация за эти годы? Три эпохи: союз, перестройка, рынок – что менялось?- В первые годы у нас в организации было всего 7 человек. Как председатель первички, я составила план работы. Основной упор сделали на культурно-массовый сектор. Праздники, концерты. Люди объединились, работать стало интереснее. В годы перестройки было сложно. Зарплаты были маленькие, платили, сами помните, с задержками. Года с 96-го люди стали выходить из профсоюза. Вера в то, что мы вместе сможем изменить ситуацию к лучшему, пошатнулась. Многие стали придерживаться принципа – вы нам давайте, а мы в сторонке постоим. Конечно, такое отношение ни к чему хорошему не привело. Но, к счастью, педагоги это вовремя поняли. В нулевых профсоюз стал той объединяющей силой, которая заставила людей воспрянуть, оглянуться, понять, что бороться за свои права можно только сообща. Мы принимали участие в митингах, писали обращения, принимали участие в акциях рескома и горкома, пытались вместе достучаться до власти. И, вы знаете, у нас получилось. С 2002 года ситуация начала меняться: и зарплаты подросли, и условия труда стали улучшаться. Но, самое главное, у людей вновь появилась уверенность в том, что мы можем влиять на жизнь вокруг себя. Профсоюз стал объединяющей силой. Люди стали приходить, писать заявления на вступление в организацию, понимая, что улучшений в жизни можно добиться только вместе.- А изменилось ли что-то в самой профсоюзной работе? Приоритеты, направления?- Да. Сейчас мы уделяем огромное внимание условиям труда членов нашей организации. Достаточно разобраться в нормах закона, и становится ясно, что закон на стороне работника. Нам, как первичной профсоюзной организации, достаточно проследить за тем, чтобы закон соблюдался. Плотно поработали над коллективным договором. Предусмотрели все возможные привилегии для педагогов. Так, к примеру, в нашем учреждении предусмотрены дополнительные дни отдыха в случае рождения ребенка. Школа не остается в стороне, когда в семье у кого-то из работников беда. За общественную работу тоже предусмотрены дополнительные баллы к стимулирующей части оплаты труда. Никуда не делись и культурные мероприятия. Скорее наоборот, их стало больше – выезжаем коллективом на природу, проводим концерты, встречи с ветеранами, дарим подарки работникам на 8 Марта, 23 Февраля.- Какие отношения у вас сложились с администрацией?- Более чем дружеские. У нас принято любые вопросы и споры решать за круглым столом. Если возникает проблема, мы ее не таим, а обсуждаем вместе с директором. Не было ни одного случая, когда мы не смогли бы договориться. К тому же с появлением коллективных договоров стало еще легче. Есть законная договоренность, есть подписи сторон, и все пункты этого договора выполняются. Администрация и первичка в нашем случае друг друга дополняют. Мы, без преувеличения, преследуем одни цели – защита прав и интересов работников.- А что, на ваш взгляд, главное в работе первички?- Если опустить нашу главную миссию – контроль за соблюдением прав работников, то я бы назвала самой важной информационную составляющую. Люди должны знать обо всем, что происходит в профсоюзе на всех уровнях, поскольку это в большинстве случаев каждого из нас касается лично. К примеру, появилась дисконтная карта «Профсоюзная». Какой от нее толк, если о ней в коллективе не знают и не пользуются? То же можно сказать и о льготных кредитах, которые сейчас начали выдавать педагогам, и о профсоюзной корпоративной связи. Все эти привилегии для педагогов имеют смысл, лишь когда о них знают и ими пользуются. Если говорить о нас, то мы в качестве одной из мер информирования используем «профсоюзный уголок». Регулярно проводим собрания.- Был момент за прошедшие 25 лет, когда вы пожалели, что стали профсоюзным лидером?- Работы, конечно, бывает много. Порой в школе не успеваешь, и срочные дела приходится забирать домой. Нет, не жалела. Когда видишь результаты своего труда, вновь появляются силы и желание приносить своему коллективу пользу. Без профсоюза жизнь была бы скучная.Республика Чувашия
Комментарии