Еще летом я подала заявку на октябрьскую смену «Литературное творчество: журналистика и нон-фикшен» на официальном сайте образовательного центра. Все критерии отбора очень подробно прописаны. Для подачи заявки необходимо не менее трех публикаций в печатных СМИ, три-четыре публикации в интернет-ресурсах, к тому же нужно быть победителем олимпиад по литературе, русскому языку и журналистике не ниже городского уровня. Несмотря на наличие необходимого количества публикаций и дипломов, я сомневалась в своих силах и не была уверена в получении положительного ответа от центра. Можно ли простой школьнице пройти отбор и поехать в самый лучший образовательный центр России? Описать словами радость, которую я испытала, когда мне пришло письмо, приглашение на смену, просто невозможно.
Смена длится 24 дня. 24 дня постоянной учебы, но «Сириус» дал нам возможность и немного отдохнуть после трудовых будней. Все расходы на поездку, такие как авиаперелет, трансфер, проживание, питание, обучение и досуг, взял на себя «Сириус». Для нас, учеников образовательного центра, было бесплатно все. Образовательный центр «Сириус» расположен в Нижнеимеретинской бухте – Олимпийском парке Сочи, в окружении моря и гор. В нашем распоряжении ледовая арена «Шайба», научный парк «Сириус» и олимпийская тренировочная арена. На территории образовательного центра «Сириус» и в парке науки и искусства «Сириус» находятся два ресторана, которые осуществляют шестиразовое питание по системе «шведский стол»: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин. Вкусно необыкновенно!Центр «Сириус» – это не только образовательная площадка, но и отличное место для полноценного отдыха школьников. Центр оснащен открытым и закрытым бассейнами, термальным комплексом с турецкой, финской и русской банями, и это лишь неполный список мест, где мы могли проводить время в перерывах между занятиями. В «Сириусе» мы учились 6 дней в неделю, а в единственный выходной для нас были организованы экскурсии. За смену я посетила Красную Поляну, курорт «Роза Хутор» и русский Диснейленд – «Сочи Парк», съездила на автобусную экскурсию по городу с посещением дельфинария. Досуг был организован отлично, за один выходной день мы имели возможность сменить обстановку, посмотреть новые места и хорошенько отдохнуть.Помимо общеобразовательных предметов, которые проходим в школе, мы занимались русским языком и литературой по 6 часов в день. Наша образовательная программа была посвящена журналистике и нон-фикшену и состояла из трех модулей: мастерские, семинары и журналистский проект.24 дня мы учились создавать и оформлять тексты новой природы, узнали специфику написания разножанровых журналистских работ, получили практические навыки в области журналистики и редакторского дела от ведущих профессионалов своей сферы и исследовали тенденции современного образования в рамках проектного журналистского расследования.Программа «Журналистика и нон-фикшен» была реализована в логике литературной метафоры НИИЧАВО имени А. и Б.Стругацких – «Понедельник начинается в субботу». Поэтому все мы были стажерами института и, конечно же, выпустили газету «За передовую магию». Нас учили создавать авторский текст: интервью, репортаж, авторскую колонку, очерк и психологический портрет. Мы приняли участие в журналистском проекте «Геймификация в образовании». Некоторые придуманные и нарисованные мной персонажи ожили, и теперь их можно увидеть в виде стикеров в мессенджере Telegram.В составе творческого коллектива изучили методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями в рамках проекта «Школа волонтеров чтения», прослушали цикл лекций по журналистике и современному образованию, стали активными участниками мастер-классов, семинаров и мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества. Нашими кураторами и преподавателями были Александра Владимировна Кудрявцева, шеф-редактор программы «Новости» на телеканале ОТР, Леонид Сергеевич Илюшин, доктор педагогических наук, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Инна Святославовна Тимченко, журналист, старший преподаватель СПБГУ, и многие другие замечательные журналисты и писатели. Каждый стажер мог выбрать для себя участие в одном семинаре и одной мастерской. Я выбрала «Мастерскую графических историй», которую вел Егор Станиславович Кудряшов. Комиксы, графические новеллы и рисованные истории – это способ передачи мыслей и чувств путем «последовательных изображений». Комиксы – это также международный язык со своей пунктуацией и грамматикой. Каждый из нас, участников мастерской, придумал свою графическую историю и защитил ее на зачете. А мой основной семинар был по созданию психологического портрета, который вела замечательный педагог Мария Александровна Башмакова, журналист «Огонька», победитель конкурса «Золотое перо». Восторг – вот то слово, которое в полной мере может описать мои ощущения во время посещения семинаров и мастерских.Я впервые поняла, что такое прикладное образование и как интересно учиться именно так, когда в процессе обучения используются геймификация, электронное и смешанное образование. Поразило отношение учителей и кураторов: ты больше не школьник, ты умеющий самостоятельно мыслить и принимать решения взрослый человек. Стажер, студент, взрослый!Всего же за смену мы приняли участие в пяти мастер-классах, успешно защитили журналистский проект, сдали экзамены по окончании смены, успели сдружиться «на век». Так что программу минимум я считаю выполненной, а программу максимум я хочу выполнить в следующий раз. Верю, нет, знаю, что поеду еще в образовательный центр «Сириус» и смогу в полной мере проявить себя в литературном творчестве.Хочу выразить благодарность моему учителю русского языка и литературы Светлане Николаевне Бухачевой за помощь, доброжелательность и умение видеть новое в литературе.Елизавета УХИНА, ученица 8‑го «Г» класса школы №138, стажер НИИЧАВО имени А. и Б.Стругацких
Комментарии