Григорий СУЗИ, учитель года Карелии-2020, учитель истории гимназии №17 имени П.О.Коргана, Петрозаводск:
– Начинаю урок накануне Дня защитника Отечества с вопроса о том, когда возник праздник и с какими событиями он связан. Кто-нибудь из учеников вспоминает, что это день создания Красной армии. И я рассказываю о том, что с исторической точки зрения не все так просто. Декрет о создании РККА был издан еще 15(28) января 1918 года, а по поводу того, почему же именно дата 23 февраля стала днем Красной армии, историки спорят до сих пор. Одна версия – потому что в этот день удалось дать отпор немецким войскам под Псковом и Нарвой. Другая версия – потому что в этот день добровольцы стали массово вступать в ряды Красной армии, откликнувшись на воззвание Ленина «Социалистическое отечество в опасности!». Так или иначе, несомненно, что Рабоче-крестьянская Красная армия создавалась в очень тяжелых для большевиков и их сторонников условиях. Большевики изначально выступали против профессиональной армии на основе всеобщей воинской повинности, но в итоге им пришлось отойти от своих принципов в условиях начинавшейся в России Гражданской войны. В 1922 году отпраздновали четвертый день рождения Красной армии. Именно тогда дата 23 февраля закрепилась окончательно. На таком примере пытаюсь показать ученикам, что у любого праздника есть своя история, и зачастую непростая.
Анастасия ПОПОВА, учитель биологии, Воронеж:
– Сегодня к праздникам советской эпохи неоднозначное отношение. Информации в Интернете много, поэтому любой ученик может все сам прочитать. Я, конечно, в общих чертах знаю, что 23 Февраля отмечают как день создания Красной армии, но знаю и о том, что дата эта спорная. Надо было поднять боевой дух народа, вот большевики и придумали соответствующий праздник. То же самое часто делается и сегодня, только в интересах существующего режима. Поэтому если дети меня на уроке спросят, почему я их не поздравляю с 23 Февраля, то я извинюсь, скажу, что забыла, и обязательно поздравлю. А если нет, промолчу. У меня в этом смысле больше свободы, потому что нет классного руководства. Если бы было, надо было бы готовить классный час, тут уж не отвертишься.
Алексей ХОРОШИЛОВ, отец восьмиклассника, Великий Новгород:
– Не знаю, о чем учителя рассказывают детям в школе по поводу 23 Февраля, но я как отец мальчика и сержант запаса считаю, что сценарий классного часа должен быть таким. Нужно начать со времен защиты Руси от печенегов, подвига Александра Невского и затем перейти к недавней истории нашей армии. Школьники, конечно, все это проходят на уроках и даже знают имена воинов своей семьи благодаря замечательной акции «Бессмертный полк». Но эти сведения воспринимаются детьми разрозненно. Нужно собрать эти уроки прошлого воедино, чтобы пришло понимание того, что же именно защищали мужчины в разные времена. А защищали они всегда одно и то же – свою землю и свои семьи. И это лучшая пропаганда служения в армии.
Комментарии