search
main
0

22 минуты настоящего таланта

Двухтысячный год для российского киноискусства начался победно: ярославский художник Александр Петров принес России седьмого по счету “Оскара” – за двадцатидвухминутный мультфильм “Старик и море”.

Он стал мировой знаменитостью 27 марта, на 72-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Из малоизвестного даже в России мультипликатора Александр Петров вмиг превратился в звезду, попал на обложки всех глянцевых журналов и на первые страницы газет, став открытием не только за границей, но и у себя на Родине.

Слава пришла к нему на третьей попытке. В 1990 году на “Оскар” была номинирована его дебютная лента “Корова”, а два года назад – мультфильм “Русалка”, красивая и печальная сказка о старом монахе и юном послушнике, которого соблазнила красавица, чтобы отомстить старику за грехи молодости. “Русалку” Александр сделал на созданной им самим анимационной студии “Панорама” в Ярославле.

Петров пользуется уникальной техникой – живописью по стеклу. Его мультфильмы – в буквальном смысле ручной работы. Каждая деталь, движение, оттенки мимики прорисованы и изображены в мельчайших подробностях. “Это немыслимый труд”, – говорит учитель художника Федор Хитрук.

Сценарий для своего сенсационного мультфильма Петров написал еще три года назад. Он намеренно искал иностранных инвесторов – хотел поработать с западными коллегами, посмотреть, как делают фильмы за границей. В 1997 году канадская компания “Паскаль блер продакшн” предложила ему начать сотрудничество. Собрав “семейную” команду – сына и жену, мультипликатор отправился за океан. Два года продолжалась кропотливая работа. “У канадцев оказалось настолько фантастическое оборудование, что нам приходилось прорисовывать буквально каждую мельчайшую деталь. Нам казалось, мы никогда не закончим”, – вспоминает Александр.

Прототипом американского старика стал тесть Александра Николай Сергеевич. Сын художника сделал множество фотографий деда, а тот в свою очередь, чтобы войти в образ, даже перечитал хемингуэевскую повесть.

К сожалению, наслаждаться этим шедевром доступно только зрителям международных фестивалей – фильм снят на пленке очень большого формата, и в России пока не существует зала с таким широким экраном. Правда, в Москве уже начато строительство одного такого кинотеатра. Александр Петров искренне надеялся, что его открытие совпадет с выходом мультфильма в свет, но, увы, переоценил возможности строителей. Пока “Старик и море” нам смотреть негде. Правда, видеопираты обещают, что через неделю картина появится на “ворованных” кассетах, но радоваться по этому поводу не стоит. Во-первых, в таком формате все достоинства фильма будут утеряны, а во-вторых, у нашего героя могут возникнуть серьезные проблемы: по договору с продюсерами он не имеет права в течение трех лет давать переснимать копию со своей пленки. Не дай Бог, выяснится, что пиратский “тираж” был сделан с его экземпляра.

Успех Александра Петрова заставляет задуматься о многом. Наконец-то золотая статуэтка досталась просто талантливому человеку, имя которого еще месяц назад ничего нам не говорило. Он не был знаменитостью в России, за ним не охотились журналисты, он не возглавлял жюри крупных фестивалей и никогда не рвался к этому. Его творчество нельзя назвать коммерческим проектом: недетские мультфильмы, которые к тому же еще не входят в стандартный формат, – у телеканалов нет никакого желания покупать подобные ленты. Получается искусство ради искусства? Да, и именно эта работа ценится выше всего. Самое интересное, что создание таких “жемчужин” не требует сумасшедших денег в отличие от картин-эпопей, в съемку которых вкладываются бешеные средства – что поделать, массовый зритель требует зрелищ, и эти зрелища с каждым годом становятся дороже и дороже. Но какова же цена настоящего таланта и в какой валюте ее можно измерить? Да и можно ли вообще?..

Мария ФОМИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте