search
main
0

Ты уже немного ученый…

Детский взгляд на взрослые дела

Принято говорить, что школьники грызут гранит науки. Действительно, почти все школьные предметы – математика, физика, химия, биология и даже история – являются научными дисциплинами. Однако много ли общего между обычным их изучением и реальными научными исследованиями? И как с детства разглядеть в ребенке задатки ученого? Возможно, ответ на этот вопрос дадут результаты ежегодного конкурса «Снимай науку!», который проводит телеканал «Наука» и в котором есть специальная номинация для детей.

Илья КОЧЕГАРОВ – победитель конкурса «Снимай науку!» в детской номинации

Конкурс проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ и Российского научного фонда. В нем участвуют пользовательские видеоролики и фотографии на научную тематику. Главной целью является популяризация научного знания. Проект был запущен в 2016 году. За пять лет на конкурс было прислано более 7000 фото- и видеоработ. В 2018 и 2020 годах проект признавался победителем Всероссийской премии «За верность науке».

Очередной этап конкурса, связанный с видеоконтентом, стартовал 11 мая и завершится 19 сентября. Церемония награждения пройдет на фестивале Nauka 0+. Победители получат дипломы и призы, лучшие ролики попадут в эфир, а обладателю Гран-при предложат стать ведущим на канале «Наука».

«2021 год для нас особенный – это Год науки и технологий в России, – комментирует главный редактор телеканала «Наука» Мария Семенова. – В уже проведенных конкурсах участвовали более 1500 видеоработ, и мы можем сказать, что эти ролики действительно внесли вклад в научную журналистику. «Снимай науку!» – конкурс, который дает возможность участникам продемонстрировать свою работу широкой аудитории, а зрителям – взглянуть на предмет исследования глазами автора, увидеть что-то уникальное». В этом году видео в конкурсе оцениваются по четырем номинациям: «Профессиональное видео» – работа научных коллективов и лабораторий над созданием новых технологий и открытий; «Любительское видео» – видеоролик, посвященный научному эксперименту, сопровождаемый пояснениями исследователя; «Детское видео» – видеоролик о науке с участием детей в возрасте до 14 лет; «Космос» – спецноминация, посвященная 60‑летию первого полета человека в космос.

«С раннего детства мы с родителями посещали различные научные фестивали и выставки, – рассказывает Илья Кочегаров, занявший первое место в номинации «Дети» в 2020 году. – Однажды мы были на Всероссийском фестивале науки Nauka 0+. Я помню, что в зале на большом экране показывали интересные научные видеоролики детей. После показа победителей приглашали на сцену и награждали их. Тогда я сказал маме, что очень хочу участвовать в этом конкурсе. Позже я увлекся робототехникой и, когда сконструировал мой первый проект, решил отправить свою работу на телеканал «Наука» для участия в конкурсе «Снимай науку!».

Илья самостоятельно с помощью различных приложений и инструкций из Интернета сконструировал роботизированные кормушку и поилку для домашних животных. Первым «под­опыт­ным» стала его домашняя собака Леди. Мальчика беспокоило, что пока он в школе, а взрослые на работе, питомица остается голодной и может страдать от жажды. Рассчитать порции корма и воды для животного на целый день очень сложно.

Сконструированные Ильей роботы не только отсчитывают строго дозированные порции еды и питья каждые четыре часа, но еще и зовут собаку к трапезе голосом юного хозяина… Леди быстро освоила новшество.

«В прошлом году Лия пошла в первый класс, и не просто в первый класс, а в первый класс инженерно-технологической школы, – рассказывает Мария Якина, мама участницы Лии Деревенец, занявшей второе место. – С этого момента жизнь перестала быть прежней. Теперь ребенок все время что-то исследует, изучает, творит».

Конкурсный проект Лии называется «Почему поют бокалы?». На видео маленькая девочка наглядно показывает, как извлекать музыку из стекла, и объясняет, что это результат определенных колебаний и резонанса. «Звук – это волна!» – заявляет она.

«Так важно с раннего детства поддерживать в детях исследовательский интерес и стремление к научному познанию! – говорит Виктория, мама Кати Молчановой, завоевавшей третье место. – Как известно, самые ценные и прочные знания – те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий».

Катя демонстрирует, как при помощи не­хит­рых приспособлений – упаковки из-под ряженки, китайских палочек, цветной бумаги и ниток – изготовить динамическую игрушку «Летящая сова».

Можно ли говорить о том, что эти дети – будущие ученые? Конечно, не факт, хотя интерес к научным изысканиям в нашем обществе в последнее время активно растет. Люди понимают, что именно от научных открытий во многом зависит наше будущее во многих сферах жизни.

Так или иначе заинтересовать ребенка вопросами науки, которые он станет исследовать сам, на собственном опыте, очень важно. Прежде всего это способствует лучшему усвоению учебной программы, а кроме того, заставляет задуматься о том, как устроен мир, каковы его законы.

«Наука начинается с того, что тебе интересно, – говорит научный редактор телеканала «Наука» Иван Семенов. – И этот интерес не удовлетворяется популярными книжками и документальными фильмами. Он заставляет на каждом новом этаже знания задавать новые вопросы «как?» и «почему?». Так ты доходишь до учебников, реферируемых статей и монографий. Потом начинаешь что-то делать сам: писать, считать, копать, разглядывать, разделять или смешивать… И вдруг понимаешь, что тебе уже есть что сказать нового о предмете твоего интереса. Вот тут ты уже немного ученый… Главное, чтобы интерес был твой собственный, а не навязанный обстоятельствами, родителями или преподавателями».

Ида ШАХОВСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте