15 лет назад я даже предположить не могла, что стану мамой троих прекрасных сыновей, и никогда не думала, что буду преподавать в университете.
Выбор профессии, да и выбор жизненного пути, – дело очень сложное, личное и часто совершенно непредсказуемое.Решения, которые мы принимаем в самые разные моменты нашей жизни и которые во многом определяют ее ход, связаны с нашими способностями и возможностями, умением нести ответственность за себя, за близких нам людей, за тех, кто рядом с нами.В моем представлении в формировании личности главную роль играют прежде всего семья, отношение к родителям, соблюдение традиций, понимание своего места в социальной среде, ну и, конечно, то, без чего мы не представляем свою жизнь и жизнь наших детей, – это образование, а точнее школа. Именно школа дает всем абсолютно равные возможности для старта, позволяет получить базовые знания, которые служат в дальнейшем основой для формирования личностных и профессиональных приоритетов.Наблюдая со стороны, можно увидеть, что современная московская школа не стоит на месте. Она развивается и растет вместе с другими частями образовательной системы страны и является важной, я бы даже сказала, центральной частью этой системы.Размышляя, какой будет школа будущего, невольно сравниваешь свое школьное образование и современное образование своих детей. Даже не само образование, а подход к нему.Можно много говорить о том, что нынешнее школьное образование разочаровывает родителей, но часто проблема лежит не в образовательной среде, а в личной мотивации ребенка к учебе, точнее в ее отсутствии.Я училась хорошо, даже очень. Моя мотивация была простая – я сильно хотела, чтобы мои родители гордились мною и моими достижениями. Эта мотивация сопровождала меня и в школе, и в университете, и, наверное, сейчас она во многом определяет мою жизнь.Кажется, нет ничего проще – взять и реализовать свой жизненный опыт на своих детях, но вот тут и кроется основной секрет. Мой опыт не сработал, точнее, он, конечно, сработал, но не так, как я ожидала. Дети учатся, но учеба является не главной целью для них. Они находят массу причин и отговорок не делать уроки. Они знают, что я всегда смогу помочь с домашними заданиями и буду хорошо к ним относиться независимо от их оценок (я же мама). Моя мотивация все еще работает, и она снова заставляет меня учиться… Только теперь вместе со своими детьми!Что же будет через 15 лет? Какое будет школьное образование? Будет ли московская школа в 2033 году местом, куда дети будут приходить за знаниями, общаться со сверстниками, заниматься спортом?Ответ на этот вопрос очень простой: да, школа останется, но она будет другая! Появятся новые предметы, о которых мы сейчас даже и не знаем, уйдут в прошлое бумажные носители информации, возникнут необычные интерактивные методы обучения. Что будут изучать в 1-м классе? Какие навыки и знания будут у выпускника в 2033 году?Анализируя школьные программы, по которым сейчас учатся мои дети, я могу с уверенностью сказать, что образование очень прогрессивно. Объем информации и уровень ее подачи в современной московской школе очень высоки. Учителя в большинстве своем профессионалы и «болеют» за свои предметы. Дети не всегда могут это оценить, но я вижу, что заинтересованный и увлеченный учебой (или хотя бы какими-то предметами) ребенок – это радость для родителей и учителей. Но здесь стоит переключиться с роли мамы на роль преподавателя в университете.Почему же я все чаще сталкиваюсь со студентами, которым очень тяжело учиться, которые не могут анализировать, думать системно, запоминать формулы и факты. Часто они не умеют быстро писать. Даже используя печатные тексты, допускают такое количество ошибок, что курсовые работы по спецпредметам превращаются в проверку грамматики и орфографии.Парадокс в том, что школа дает огромное количество информации, точнее пытается дать, но ребенок не может ее принять, так как не понимает, зачем она ему, где она ему пригодится. Отсутствие понимания приводит к тому, что все чаще я слышу: «Зачем мне это знать? Мне это никогда не пригодится!» Причем слышу и от своих детей-школьников, и от студентов. Профилирование (разделение на классы по направлениям) в старших классах не позволяет старшеклассникам изучать все предметы. В программе каждого профиля делается упор на те предметы, которые пригодятся при сдаче единого государственного экзамена. Часто старшеклассники выходят такими узкими специалистами, что поступление в университет и учеба на первом курсе становятся для них шоком! Оказывается, в медицине надо знать законы физики, химии и математики, в экономике нужно владеть иностранными языками, многие инженерные специальности просто невозможно освоить без правовых и экономических знаний, а часто еще и глубоких знаний по химии и биологии. Тенденции современной жизни таковы, что новое создается на стыках многих наук, и вывод из образовательного процесса тех или иных предметов может быть просто катастрофическим для будущего нашей страны. Сегодняшние выпускники через 10-15 лет будут реальным рабочим и научным потенциалом Российской Федерации. Но каким окажется качество этого потенциала? Не будет ли деятельность каждого специалиста односторонней?Я вижу единственный выход из этой ситуации – это внедрение в образовательные программы на всех уровнях междисциплинарного подхода плюс активация системы проектов или проектной деятельности! Для получения качественного результата в будущем надо начинать уже сейчас!Современная школа должна попытаться показать ученикам тесную связь всех предметов и на практических заданиях и примерах дать возможность учащимся эту связь ощутить. Например, математические навыки важны для статистической обработки научных данных в физике, химии, биологии. Умение грамотно писать – для написания научных статей по истории и географии. Классические литературные произведения могут служить основой для изучения особенностей поведения героев, быть примером для разбора различных социальных ситуаций, использоваться для анализа исторических событий того времени. Основные предметы, такие как математика, русский язык и литература, должны неизменно занимать главное место в школьной образовательной системе. За последние 10 лет в ранг основных предметов попали история (патриотическое воспитание), физкультура (формирование культуры здорового образа жизни), иностранные языки (возможность общения на международном уровне).Я полагаю, что в ближайшее время к ним присоединится география (современные вопросы о территориальной целостности страны, конфликтные ситуации с территориями, стратегическая значимость Арктической зоны, природные ресурсы и их распределение).Если тенденции сохранятся, то все современные школьные предметы должны стать основными, должны включиться в систему, где каждый предмет неразрывно будет связан с другими и без его изучения невозможно понимание целостной картины мира.Для практического закрепления полученных знаний нужно ввести в практику систему проектов, когда ученик или группа одноклассников, а еще лучше разновозрастная группа готовят междисциплинарный проект, показывающий связь дисциплин между собой и их взаимную значимость. Сейчас все это уже реализовано в проведении школьных, районных, городских и всероссийских олимпиад по предметам. Одаренные дети принимают участие в различных конкурсах, и их успехи являются прямым подтверждением того, что междисциплинарный подход работает.Если каждый ребенок будет знать, что школьные знания помогут ему не только стать грамотным, но и научат его понимать законы природы, объяснять социальные явления, участвовать в жизни государства, совершать путешествия и научные открытия, знакомиться с разными людьми, это может послужить хорошим стимулом к желанию учиться! И личная мотивация – это самый лучший способ «заставить» ребенка учиться.Качество высшего образования зависит от качества школьного образования. К сожалению, тенденция такова, что и первое, и второе находятся в состоянии постоянных реформ и переходов с одного стандарта на другой. Это проблема носит скорее государственный характер, и решить ее можно только на государственном уровне. Московская школа №2033 – это та мечта и реальность, создавать которую надо уже сейчас!Анна ДОДОНОВА, мама троих учащихся школы №1421, кандидат химических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития», куратор направления подготовки «Экология и природопользование» РХТУ имени Д.И.Менделеева
Комментарии