search
main
0

2022 год в России посвятят культурному наследию народов

Указом президента 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Глава государства поручил правительству образовать организационный комитет, а также в двухмесячный срок разработать и утвердить план основных мероприятий. 

На территории России проживает более 190 разных народов. У каждого из них свои культура, язык, обычаи и традиции. В рамках Года культурного наследия народов России в регионах пройдут фестивали, ярмарки, выставки, лекции, мастер-классы, а также концерты творческих коллективов.

О том, какие тематические мероприятия могли бы провести школы и другие образовательные учреждения, говорят наши эксперты и читатели.

 

Сергей НЕВСКИЙ, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка школы №9 имени Исаака Фрадкова, Петрозаводск:

– Указ президента об объявлении 2022 года Годом культурного наследия народов России очень актуален для нашей многонациональной республики. Культура, традиции, быт, достопримечательности Карелии всегда привлекали внимание жителей и гостей нашего края. Сегодня перед нами стоит задача сохранить эти знания, передать их подрастающему поколению. Ежегодно в нашей школе проходит цикл мероприятий, посвященных Республике Карелия. Одним из самых значимых является Фестиваль уроков и мастер-классов с использованием этнорегионального компонента.

Идея проведения фестиваля возникла в 2018 году после поездки молодых педагогов Петрозаводска в Летнюю академию на остров Кижи. Тогда же, в 2018 году, состоялся первый городской фестиваль уроков молодых педагогов с использованием национально-регионального компонента на базе средней школы №9.

В сентябре 2019 года учителя музыки и изобразительного искусства приняли участие в образовательном семинаре на острове Кижи. Вдохновленные необыкновенной красотой природы и атмосферой острова, а также содержательными экскурсиями и мастер-классами, педагоги решили провести второй фестиваль, посвященный 100‑летию Республики Карелия.

В 2021 году наш фестиваль объединил педагогов разных предметных областей. Его программа была интересной и насыщенной. На уроках школьники совершили путешествие в эпос «Калевала», узнали много нового о карельских ремеслах и традициях, смогли украсить прялку, сделать своими руками модель петроглифа.

На мастер-классах педагоги и ребята ознакомились с этноэлементами, благодаря которым можно оживить урок в начальной школе, создавали картины с помощью акварельных красок и пластиковой карточки, работали с глиной.

На внеурочном занятии ученики 3‑х и 5‑х классов поставили театральную композицию «Животные в карельском фольклоре». Также участники фестиваля посетили музей истории школы, экскурсию по которому провели одиннадцатиклассники.

Фестиваль стал доброй традицией муниципальной системы образования Петрозаводска. В план юбилейных мероприятий, посвященных 85‑летию 9‑й школы, включены мероприятия, посвященные Году культурного наследия народов России.

Татьяна ШАЛЯПИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сергинской средней школы имени Н.И.Сирина, Октябрьский район, ХМАО – Югра:

– Ханты-Мансийский автономный округ – Югра поистине уникальное место. Это древний край, где живут люди различных национальностей: ханты, манси, ненцы, селькупы. Уникальные художественные традиции и обычаи народов Севера проявляются в предметах материальной культуры – одежде, утвари, жилищах. Праздники и обряды коренных народов Севера несут в себе особое сакральное содержание. Описание и изучение обрядов дают представление о богатстве этой культуры, помогают понять истоки многих современных традиций. В нашей школе есть проект «История моей Югры». В 2022 году в плане мероприятий проекта знакомство с традициями народов ханты и манси, изготовление рукописного календаря обских угров, театральная постановка и многое другое. Мы бережно храним традиции и обычаи коренных народов Севера.

Ирина ЛУКИНА, учитель начальных классов Алнерской основной школы Калужской области, победитель олимпиады «Мой первый учитель»:

– В нашей школе я буду проводить международный сетевой проект «Как живешь, сосед?» о народах, населяющих Российскую Федерацию. На базе образовательных организаций можно провести фестиваль «Дружба народов». У нас в районе и области ежегодно проходит конкурс «Дружные сердца», на котором выступают семейные коллективы, представляющие разные народы. Они рассказывают о национальных литературных произведениях, показывают танцы, готовят блюда национальной кухни.

Наталья СКАЛОЗУБ, директор гимназии №6 Хабаровска:

– На мой взгляд, список таких мероприятий достаточно большой. Во-первых, это акции, организованные советом гимназистов на тему «Современная культура глазами подростков». Они всегда пользуются популярностью, и дети охотно в них участвуют. Во-вторых, выставка на тему «Памятные места нашего города». Если использовать при этом возможности и достижения IT-прогресса (дополненная реальность, QR-коды и т. д.), получится не только наглядно, но и интерактивно. В-третьих, как не вспомнить про мероприятие с нашими партнерами – другими образовательными учреждениями города на тему «Школа – поликультурный центр». Его смысл в том, чтобы ознакомить детей с разными культурами народов России, которые обучаются и проживают на территории Хабаровского края. У нас на самом деле очень многонациональный регион – здесь живут армяне, таджики, узбеки, японцы и многие другие.

Мария СЕДОВА, учитель математики сельской школы, Воронежская область:

– Я работаю в селе, куда в последние годы переехало немало переселенцев из разных республик бывшего СССР. Мы стараемся находить общий язык, но это не всегда получается так хорошо, как хотелось бы. Тем не менее детей все равно надо учить и воспитывать, по крайней мере, хотя бы пытаться. С теми, кто плохо говорит по-русски или даже совсем не говорит, делать это сложнее. Но есть несколько моментов, которые могут помочь понять друг друга. Я имею в виду не только рассказы о культуре и традициях разных народов, но и мастер-классы по приготовлению национальных блюд.

Это беспроигрышный вариант, когда в общее мероприятие можно включить и детей, и родителей. Мамы, а порой и папы рады участвовать, они с удовольствием готовят сладости, а потом за общим столом рассказывают всему классу, что приготовили и по каким праздникам это едят. Учителю важно быть мудрым и следить за тем, чтобы эти рассказы не переросли в религиозные споры. Такое тоже бывает, а детей и школу не нужно в это втягивать.

Еще одно интересное мероприятие, которое помогает сдружить детей разных национальностей, – народные песни и игра на народных музыкальных инструментах. Дети могут ярко проявить себя в танцах, песнях и музыке, но опять же надо все так организовать, чтобы не было насмешек, а было уважение к разным культурам.

Татьяна РАССОЛОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №1 г. Великие Луки, Псковская область:

– В образовательных учреждениях можно провести такие тематические мероприятия, как ярмарка блюд национальной кухни, выставка народных промыслов, квизы, фестиваль народов с песнями, танцами, стихами, рассказами, костюмами. Выставки рисунков и поделок. Праздник в народном стиле. А можно и что-то необычное устроить – батл частушек, например. Вспомнила, как однажды готовила с детьми проект «Считалочки нашей гимназии». Мы собирали считалочки, записывали их, а потом старшеклассники проводили игры с учениками младших классов на переменах. Было весело!

Светлана К., учитель, Великий Новгород:

– Начинать говорить о культурном наследии народов России детям в среднем и старшем звеньях уже поздно. Это необходимо делать с первого класса, а может быть, простейшую информацию по этой теме давать и в детском саду. Наше время жестоко, и в среднем звене школы национальная принадлежность учеников порой становится поводом для буллинга. В таких обстоятельствах рассказы учителей о культуре разных народов России в лучшем случае будут восприняты подростками как неинтересная информация или фальшь, а в худшем могут стать дополнительным поводом для травли одноклассников. А в начальной школе проводить мероприятия на эту тему нужно обязательно. Это пропаганда дружбы народов, как бы банально ни звучала такая фраза. К сожалению, у педагогов начальной школы, которые ведут почти все предметы и к тому же являются классными руководителями, как правило, не хватает времени на подобные методические разработки. У нас в городской гимназии существует дополнительная должность «классный наставник» во всех начальных классах, такой второй педагог берет на себя функцию воспитателя. Но в большинстве школ воспитательные задачи для учителей начальных классов обычно отходят на второй план.

Ольга РУФ, учитель немецкого языка и воспитатель группы продленного дня Бортсурманской средней школы, Пильнинский район, Нижегородская область:

– Мы с детьми всегда занимались этой темой. Сохранение культурного наследия имеет к нашему селу непосредственное отношение. Здесь родился святой Алексий Бортсурманский, память о котором мы передаем из поколения в поколение. Недалеко отсюда Курмыш, где служили его прямые потомки и где сейчас идет восстановление храма Рождества Богородицы. Этим занимается его праправнучка Александрина Вигилянская, и наша воскресная школа, которую посещают многие ученики, помогает в богоугодном деле. Мы будем сохранять культурное наследие и дальше, не ожидая указов и постановлений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте