В современных условиях учебный предмет «Физическая культура» единственный из общеобразовательных предметов способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому развитию организма, формированию навыков здорового стиля жизни, совершенствованию культуры двигательной активности и адаптирует к социальной жизни.
СтатфактИз Распоряжения Правительства Москвы от 13 октября 2009 г. №2679-РП «Об объявлении 2011 года в городе Москве Годом спорта и здорового образа жизни»: «В целях продолжения работы по созданию современных условий получения москвичами физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, дальнейшего развития и совершенствования материально-технической базы спорта в городе Москве, активной пропаганды физической культуры и спорта, формирования и популяризации здорового образа жизни среди москвичей: 1. Объявить 2011 год в городе Москве Годом спорта и здорового образа жизни».
Сложившаяся десятилетиями традиционная система физического воспитания учащихся была достаточно прогрессивной и развивающей системой, ее успехи трудно отрицать. Однако, хотя традиционный процесс физического воспитания не претерпел существенных организационных и методических изменений, цель физического воспитания, которая в свое время подразумевала подготовку учащихся к трудовой деятельности, нынче кардинально изменилась и ориентирует весь учебно-воспитательный процесс на формирование физической культуры личности.
Необходимость популяризации физической культуры и спорта среди учащихся и молодежи обусловлена не только запросами и правами личности, возрастными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, но и социальным заказом общества на формирование здорового поколения. В последние годы укрепляется общественная убежденность в приоритете физического здоровья учащихся образовательных учреждений, что отражено в различных правительственных документах. В связи с этим становятся актуальными поиск и апробация инновационных форм физического воспитания в школе.
Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования провел городской семинар «Организация физического воспитания в «Школе здоровья». Из опыта работы учреждений образования Западного окружного управления образования». Цель проведения городского семинара заключалась в определении путей, обеспечивающих преемственность управления образовательным процессом по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях «Школа здоровья» – учреждениях инновационного типа.
Городской семинар состоялся на базе государственного образовательного учреждения «Школа здоровья» №812 Западного окружного управления образования. В рамках работы семинара были сделаны доклады:
«Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях «Школы здоровья» (Т.Чичаева – директор «Школы здоровья» №812);
«Использование индивидуального мониторинга здоровья при разработке оздоровительных комплексов упражнений в коррекции физического развития и функционального состояния учащихся» (К.Левченко – научный руководитель экспериментальной площадки «Школа здоровья» №812, заведующий кафедрой физической реабилитации и спортивной медицины Российской академии последипломного образования Министерства здравоохранения и социального развития РФ, доктор медицинских наук, профессор);
Формирование психофизиологического благополучия учащихся в процессе занятий физической культурой» (И.Мальчевская – директор Центра образования «Школа здоровья» №97, кандидат педагогических наук);
«Внедрение инновационных технологий, определяющих индивидуальный маршрут физического воспитания учащихся» (О.Лидер – заместитель директора по оздоровительной деятельности «Школы здоровья» №812).
На семинаре учителя физической культуры (К.Хлебников, А.Счастливый, В.Горошкин, О.Копытина), инструктор ЛФК В.Бахтина продемонстрировали фрагменты урока физической культуры и занятия лечебной физической культурой с использованием экспериментально разработанных комплексов упражнений. Экспериментально разработанный вариативный раздел программы по физической культуре с использованием борьбы «Самбо» показал учитель физической культуры ЦО «Школа здоровья» №1317 Н. Беленков.
В настоящее время в образовательных учреждениях «Школа здоровья» в Москве стали актуальны не только количество уроков физической культуры в учебную неделю, но определение и контроль физической нагрузки с учетом состояния здоровья.
В «Школе здоровья» №812 такой поиск оптимизации физического воспитания позволил на экспериментальном уровне распределять учащихся для занятий физической культурой с учетом состояния здоровья и типа нервной системы. Такой подход, по мнению К.Левченко и Т.Чичаевой, позволяет повысить качество освоения учебного материала по предмету «Физическая культура» и индивидуальный уровень объема двигательной активности.
Основная цель экспериментальной деятельности – выявление и коррекция степени утомления и истощения нервной системы, чрезмерно выраженных процессов возбуждения и торможения нервной системы, свойств нервно-мышечного аппарата (быстроты движений, внимания, равновесия, координации, двигательной памяти, сенсомоторных процессов), оптимизация мозгового кровообращения.
Возможности «Школы здоровья» позволяют использовать различные программы диагностики и мониторинга физического развития, физической подготовленности, оценки функциональных возможностей организма и состояния нервной системы с использованием компьютерных программ «Диакомс», «Навигатор здоровья», авторских методик К.Левченко. На основе полученных данных учащиеся школы в каждом классе для уроков физической культуры разделяются на две группы в зависимости от состояния нервной системы (гиперстенический тип, учащиеся с лабильной нервной системой, и гипостенический тип, учащиеся с инертной нервной системой). На основе полученных результатов мониторинга экспериментальной группой были разработаны индивидуальные маршруты физического воспитания, позволяющие предотвратить чрезмерные нагрузки у учащихся основной медицинской группы (например, активно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью), учащихся специальной медицинской группы с ослабленным здоровьем или расширить диапазон нагрузок для тех учащихся, которые «недобирают» объем двигательной активности. Также результаты мониторингов позволяют интегрировать индивидуальные маршруты в образовательный процесс по физическому воспитанию, предлагая разработанные оздоровительные комплексы, позволяющие совершенствовать двигательные умения и навыки в соответствии с особенностями состояния нервной системы, составленные индивидуальные программы, направленные на концентрацию внимания, повышение резерва памяти, снижение невротизации, повышение способности к усвоению учебного материала учащимися, повышение показателей физического развития, умственной и физической работоспособности, профилактику различных заболеваний.
Оценка воздействия инновационных методов, применяемых на уроках физической культуры, определяется с помощью опросника САН (самочувствие, активность, настроение). Результаты опросника показали улучшение эмоционального фона учащихся: хорошее настроение – до 48%, нормальное состояние – до 42%, фрустрированное состояние – до 10%.
Дифференцированное деление учащихся на группы для занятий физической культурой позволило экспериментально повысить качество освоения учебного материала по предмету «Физическая культура», а также выявить положительную динамику всех параметров образовательной среды и содержание здоровьесберегающей среды.
О. ВОДЯНИЦКАЯ
Комментарии