В федеральный бюджет 2002 года заложено повышение зарплат бюджетников в 1,4 раза. Между тем 775-е постановление Правительства России “О повышении тарифных ставок Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы” предполагает увеличение зарплат в среднем в 1,89 раза. Невооруженным глазом обнаруживается дефицит, который в целом по стране оценивается в четыре миллиарда рублей ежемесячно. Где логика? Принимать постановление на уровне правительства, не обеспечив его финансами?..
– Министерство финансов выделяет в следующем году 45,3 миллиарда рублей на повышение зарплаты бюджетникам, – пояснил Игорь Ильин, начальник Управления оплаты, нормирования и производительности труда Минтруда России. – Сумма ограничена. Ввиду этого ограничены и расходы на повышение зарплаты по отраслям. Например, в образовании они составляют 81 процент от необходимых, а в здравоохранении и того меньше – 63 процента. Таким образом, недостаток средств будет скомпенсирован за счет снятия надбавок, то есть надтарифной части. На сегодняшний день в бюджетной сфере сложилась парадоксальная ситуация: соотношение между тарифной и надтарифной частью зарплат – 40 и 60 процентов соответственно. Это ненормально. Необходимо упорядочить систему доплат и надбавок и снизить их процент с шестидесяти до сорока. Однако этот процесс будет проходить не сам по себе, а на фоне повышения тарифной части.
Реформа системы оплаты труда бюджетников – процесс длительный. Поэтапным увеличением ставки первого разряда ЕТС мы планируем поднять ее до прожиточного минимума. Сразу это сделать невозможно, поскольку, по самым скромным подсчетам, понадобится 2,5 триллиона рублей – цифра, сопоставимая с годовым бюджетом страны. Сейчас ставка первого разряда составляет около тридцати процентов от прожиточного минимума. В следующем году ее можно будет поднять до пятидесяти, еще через год – до семидесяти процентов, а к 2005 году – до уровня минимальной потребительской корзины.
Реформа системы оплаты труда даст больше самостоятельности субъектам Федерации. Разные природные условия предполагают разную стоимость потребительской корзины в регионах. Например, прожиточный минимум в Якутии в пять раз выше, чем в Ульяновской области. Следовательно, установление ставки первого разряда ЕТС должно стать прерогативой регионов. За федеральным центром предполагается лишь сохранить “монополию” на межразрядные коэффициенты. Вернее сказать – на соотношение между разрядами, поскольку коэффициенты скоро будут упразднены. Согласитесь, работнику они не несут никакой информации – важны ставки. Таким образом, Единая тарифная сетка освободится от десятичных дробей.
Иван ДЕМИДОВ
Официоз
Досье на проект Федерального закона “О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы”. “УГ” представляет полный отчет о том тернистом пути, который пришлось преодолеть декабрьскому повышению в высших эшелонах власти.
03.10.2000 – проект внесен депутатами Госдумы А.Шишловым и П.Шелищем и принят к рассмотрению.
29.11.2000 – принят Госдумой в первом чтении.
04.07.2001 – принят Госдумой во втором чтении.
04.07.2001 – принят Госдумой в третьем чтении.
20.07.2001 – отклонен Советом Федерации.
20.09.2001 – создана согласительная комиссия.
27.09.2001 – принят Госдумой в редакции согласительной комиссии.
10.10.2001 – одобрен Советом Федерации постановлением N 307-СФ.
Комментарии