search
main
0

20 шагов до работы. Интеграция дает своим выпускникам больше возможностей социальной адаптации

Какие факторы обычно влияют на выбор места работы молодым человеком или девушкой? Престижность? Зарплата? Для Яны П., выпускницы новгородского центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Цветик-семицветик», решающим фактором в выборе места работы стала близость от автобусной остановки. От остановки до предприятия, которое она выбрала, – примерно 20 шагов. Большое расстояние девушке с диагнозом ДЦП ежедневно преодолевать очень трудно…

Мы – вместе!

Школа «Цветик-семицветик», как коротко привыкли называть это образовательное учреждение в Великом Новгороде, после 12 лет работы получила в прошлом году статус государственной организации. Таких школ на всю Россию – около двух десятков. Ее директор Мила ВОЛЫНЧУК называет «Цветик-семицветик» школой малой интеграции – примерно так можно определить концепцию ее работы: совместное обучение детей-инвалидов с самыми различными заболеваниями. Классы состоят из 6-7 человек, и на одном уроке могут обучаться вместе, например, дети с нарушениями зрения, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми формами соматических заболеваний (бронхиальной астмы, диабета). Бывает, что у одного ребенка есть два заболевания сразу: например, и нарушение зрения, и ДЦП одновременно. Большую часть уроков ученики одного класса занимаются вместе, затем в конце учебного дня на полчаса или час их разъединяют индивидуальные коррекционные занятия согласно видам заболеваний. Около 30 процентов от общего числа учащихся составляют дети с различным уровнем сохранности интеллекта – они обучаются в отдельных классах по программам 8-го вида. Но часть уроков – музыка, ритмика, рисование – объединяет и этих детей вместе с остальными. Что дает такое совместное обучение, безусловно, организационно более трудное для педагогов школы?

– До «Цветика-семицветика» я долгое время работала в интернате для детей-сирот, где обучались исключительно дети по программам 8-го вида, – рассказывает Мила ВОЛЫНЧУК. – По моим наблюдениям, практика общего обучения таких детей и детей-инвалидов с другими заболеваниями благотворно влияет на социальную адаптацию всех наших учеников. Находясь на уроках и внеклассных мероприятиях вместе, они вырабатывают своеобразный компенсаторный механизм общения. Например, учащийся по программе 8-го вида подвигает стул перед уроком мальчику с ДЦП – он привык помогать этому своему соседу, и у него даже не возникает уже чувство жалости, это просто автоматическое действие! А ученик с ДЦП может помочь на внеклассной викторине учащемуся по программе 8-го вида выполнить интеллектуальное задание или на уроке помочь слабовидящей девочке… Мы стараемся, чтобы наши дети общались со сверстниками и за пределами школы, например, проводим совместные уроки с учащимися обычных городских школ, активно участвуем в различных городских мероприятиях и конкурсах. Проводим для родителей наших учеников психологические тренинги, в ходе которых убеждаем чаще отправлять детей «в мир», в социум, чтобы они быстрее и безболезненнее адаптировались в нем.

Желания «Семицветика»

Одна из самых жизненно важных социальных проблем для выпускника-инвалида – его трудоустройство. «Цветик-семицветик» отличается тем, что большой процент выпускников этой школы получает возможность дальнейшего трудоустройства, кроме того, ежегодно часть выпускников продолжает свое обучение в профессиональных училищах и вузах.

– Я занимаюсь в школе вопросами трудовой подготовки учащихся по программам 8-го вида, – рассказывает Людмила ДРАГУНОВА, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. – Еще года четыре назад перед нами стояла проблема трудоустройства наших выпускников, закончивших обучение в школе по этим программам. Мы нашли выход из ситуации. Теперь по окончании девятого класса выпускники названной категории могут либо продолжить обучение в десятом трудовом классе специализированной школы №7 Великого Новгорода, либо поступить в коррекционные группы новгородского училища №16, где юноши получают профессию автослесаря, а девушки – профессию растениевода-овощевода. В новгородской школе №7, где обучение ведется исключительно по программам 8-го вида, в десятом классе наши выпускники могут получить различные трудовые навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни, – например, в прошлом учебном году один из наших выпускников освоил в этой школе курс плетения изделий из бересты.

Разнообразные трудовые навыки учащиеся получают, естественно, и во время учебы в нашей школе. Мальчики учатся работать в столярной мастерской, а девочки занимаются швейным делом и кулинарией в пределах модулей, введенных в предмет «Трудовое обучение». Четвертый год и юноши, и девушки осваивают парикмахерское искусство – стригут, а самые умелые пытаются делать друг другу прически. Один из учеников уже вполне квалифицированно подстригает на дому собственного папу… В нашей школе большое внимание уделяется проектной деятельности, и девочки, изучающие швейное дело, как правило, сначала проектируют для изготовления модель юбки, блузки, платья или туники. Со своими работами они периодически выступают на различных городских конкурсах и мероприятиях – например, в минувшем году на одном из городских конкурсов детского творчества два третьих места заняли наши ученики: девочка сшила кухонный фартук и косынку, а мальчик изготовил крестовину для новогодней елки.

Идея нынешнего года, которая, я надеюсь, воплотится в жизнь, – обучение на базе школы слабовидящих детей на курсах массажа. Готовится соответствующий договор со специалистами новгородского реабилитационного центра «Виктория». Еще более далеко идущие наши планы – наладить контакт с новгородским медицинским колледжем для продолжения обучения наших выпускников… Сейчас большой процент наших выпускников традиционно поступает после окончания школы в новгородские училища №16 и №26, в профучилище города Старая Русса Новгородской области. Ребята с сохранным интеллектом успешно поступают не только в училища, но и в вузы Санкт-Петербурга, Москвы, в Новгородский государственный университет, где получают профессии юриста, историка, педагога. Например, одна из наших выпускниц со степенью инвалидности, закончив университет, стала психологом в нашей школе.

Есть такое направление в работе по трудовой подготовке детей-инвалидов, как лучевое обучение. Этот термин означает, что иногда приходится помогать в трудоустройстве не целой группе или категории наших учеников, а отдельному человеку с его личностными или физиологическими особенностями. Так, индивидуального рассмотрения потребовало трудоустройство нашей выпускницы Яны П. Предприятие по изготовлению ортопедической обуви в Великом Новгороде оказалось единственным, где по состоянию здоровья может работать Яна. В подобных случаях нужно вести переговоры с администрациями предприятий или организаций по поводу обучения на предприятии и трудоустройства каждого конкретного человека.

Единственный случай, когда работники школы «Цветик-семицветик» практически бессильны повлиять на трудоустройство своих выпускников, – это тот вариант, когда ученик проходит обучение дома, а педагоги ежедневно приходят к нему проводить уроки… Облегчает положение таких детей то, что их родители позаботились, чтобы у каждого ребенка был дома компьютер: это позволяет посредством интернета общаться с людьми, узнавать информацию и получать дистанционное обучение в случае, если педагог по той или иной причине не смог прийти домой или если хочется получить дополнительные сведения к школьному образованию. Среди таких учащихся «Цветика-семицветика», бывает, оказываются очень талантливые в компьютерном деле люди, например Артем Р., который когда-то ходил в школу сам, но потом пересел в инвалидную коляску. Сотрудники школы полагают, что заняться трудоустройством такой категории инвалидов должны были бы работники социальных служб. Несколько лет подряд школа организует для ребят возможность надомного труда – по трудовому договору они изготавливают спичечные коробки, но так как эта работа малооплачиваемая, то сейчас только один подросток из прежних 16 продолжает ею заниматься.

…Для ребят, которые учатся в школе с ласковым названием «Цветик-семицветик», жизнь с самого начала обернулась не сказкой, но им встретились на жизненном пути взрослые, которые искренне хотят, чтобы желания их исполнились, и делают все для этого. Лети, лети, лепесток, и пусть самые невозможные мечты сбудутся.

Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте