Какие факторы обычно влияют на выбор места работы молодым человеком или девушкой? Престижность? Зарплата? Для Яны П., выпускницы новгородского центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Цветик-семицветик», решающим фактором в выборе места работы стала близость от автобусной остановки. От остановки до предприятия, которое она выбрала, – примерно 20 шагов. Большое расстояние девушке с диагнозом ДЦП ежедневно преодолевать очень трудно…
Мы – вместе!
Школа «Цветик-семицветик», как коротко привыкли называть это образовательное учреждение в Великом Новгороде, после 12 лет работы получила в прошлом году статус государственной организации. Таких школ на всю Россию – около двух десятков. Ее директор Мила ВОЛЫНЧУК называет «Цветик-семицветик» школой малой интеграции – примерно так можно определить концепцию ее работы: совместное обучение детей-инвалидов с самыми различными заболеваниями. Классы состоят из 6-7 человек, и на одном уроке могут обучаться вместе, например, дети с нарушениями зрения, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми формами соматических заболеваний (бронхиальной астмы, диабета). Бывает, что у одного ребенка есть два заболевания сразу: например, и нарушение зрения, и ДЦП одновременно. Большую часть уроков ученики одного класса занимаются вместе, затем в конце учебного дня на полчаса или час их разъединяют индивидуальные коррекционные занятия согласно видам заболеваний. Около 30 процентов от общего числа учащихся составляют дети с различным уровнем сохранности интеллекта – они обучаются в отдельных классах по программам 8-го вида. Но часть уроков – музыка, ритмика, рисование – объединяет и этих детей вместе с остальными. Что дает такое совместное обучение, безусловно, организационно более трудное для педагогов школы?
– До «Цветика-семицветика» я долгое время работала в интернате для детей-сирот, где обучались исключительно дети по программам 8-го вида, – рассказывает Мила ВОЛЫНЧУК. – По моим наблюдениям, практика общего обучения таких детей и детей-инвалидов с другими заболеваниями благотворно влияет на социальную адаптацию всех наших учеников. Находясь на уроках и внеклассных мероприятиях вместе, они вырабатывают своеобразный компенсаторный механизм общения. Например, учащийся по программе 8-го вида подвигает стул перед уроком мальчику с ДЦП – он привык помогать этому своему соседу, и у него даже не возникает уже чувство жалости, это просто автоматическое действие! А ученик с ДЦП может помочь на внеклассной викторине учащемуся по программе 8-го вида выполнить интеллектуальное задание или на уроке помочь слабовидящей девочке… Мы стараемся, чтобы наши дети общались со сверстниками и за пределами школы, например, проводим совместные уроки с учащимися обычных городских школ, активно участвуем в различных городских мероприятиях и конкурсах. Проводим для родителей наших учеников психологические тренинги, в ходе которых убеждаем чаще отправлять детей «в мир», в социум, чтобы они быстрее и безболезненнее адаптировались в нем.
Желания «Семицветика»
Одна из самых жизненно важных социальных проблем для выпускника-инвалида – его трудоустройство. «Цветик-семицветик» отличается тем, что большой процент выпускников этой школы получает возможность дальнейшего трудоустройства, кроме того, ежегодно часть выпускников продолжает свое обучение в профессиональных училищах и вузах.
– Я занимаюсь в школе вопросами трудовой подготовки учащихся по программам 8-го вида, – рассказывает Людмила ДРАГУНОВА, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. – Еще года четыре назад перед нами стояла проблема трудоустройства наших выпускников, закончивших обучение в школе по этим программам. Мы нашли выход из ситуации. Теперь по окончании девятого класса выпускники названной категории могут либо продолжить обучение в десятом трудовом классе специализированной школы №7 Великого Новгорода, либо поступить в коррекционные группы новгородского училища №16, где юноши получают профессию автослесаря, а девушки – профессию растениевода-овощевода. В новгородской школе №7, где обучение ведется исключительно по программам 8-го вида, в десятом классе наши выпускники могут получить различные трудовые навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни, – например, в прошлом учебном году один из наших выпускников освоил в этой школе курс плетения изделий из бересты.
Разнообразные трудовые навыки учащиеся получают, естественно, и во время учебы в нашей школе. Мальчики учатся работать в столярной мастерской, а девочки занимаются швейным делом и кулинарией в пределах модулей, введенных в предмет «Трудовое обучение». Четвертый год и юноши, и девушки осваивают парикмахерское искусство – стригут, а самые умелые пытаются делать друг другу прически. Один из учеников уже вполне квалифицированно подстригает на дому собственного папу… В нашей школе большое внимание уделяется проектной деятельности, и девочки, изучающие швейное дело, как правило, сначала проектируют для изготовления модель юбки, блузки, платья или туники. Со своими работами они периодически выступают на различных городских конкурсах и мероприятиях – например, в минувшем году на одном из городских конкурсов детского творчества два третьих места заняли наши ученики: девочка сшила кухонный фартук и косынку, а мальчик изготовил крестовину для новогодней елки.
Идея нынешнего года, которая, я надеюсь, воплотится в жизнь, – обучение на базе школы слабовидящих детей на курсах массажа. Готовится соответствующий договор со специалистами новгородского реабилитационного центра «Виктория». Еще более далеко идущие наши планы – наладить контакт с новгородским медицинским колледжем для продолжения обучения наших выпускников… Сейчас большой процент наших выпускников традиционно поступает после окончания школы в новгородские училища №16 и №26, в профучилище города Старая Русса Новгородской области. Ребята с сохранным интеллектом успешно поступают не только в училища, но и в вузы Санкт-Петербурга, Москвы, в Новгородский государственный университет, где получают профессии юриста, историка, педагога. Например, одна из наших выпускниц со степенью инвалидности, закончив университет, стала психологом в нашей школе.
Есть такое направление в работе по трудовой подготовке детей-инвалидов, как лучевое обучение. Этот термин означает, что иногда приходится помогать в трудоустройстве не целой группе или категории наших учеников, а отдельному человеку с его личностными или физиологическими особенностями. Так, индивидуального рассмотрения потребовало трудоустройство нашей выпускницы Яны П. Предприятие по изготовлению ортопедической обуви в Великом Новгороде оказалось единственным, где по состоянию здоровья может работать Яна. В подобных случаях нужно вести переговоры с администрациями предприятий или организаций по поводу обучения на предприятии и трудоустройства каждого конкретного человека.
Единственный случай, когда работники школы «Цветик-семицветик» практически бессильны повлиять на трудоустройство своих выпускников, – это тот вариант, когда ученик проходит обучение дома, а педагоги ежедневно приходят к нему проводить уроки… Облегчает положение таких детей то, что их родители позаботились, чтобы у каждого ребенка был дома компьютер: это позволяет посредством интернета общаться с людьми, узнавать информацию и получать дистанционное обучение в случае, если педагог по той или иной причине не смог прийти домой или если хочется получить дополнительные сведения к школьному образованию. Среди таких учащихся «Цветика-семицветика», бывает, оказываются очень талантливые в компьютерном деле люди, например Артем Р., который когда-то ходил в школу сам, но потом пересел в инвалидную коляску. Сотрудники школы полагают, что заняться трудоустройством такой категории инвалидов должны были бы работники социальных служб. Несколько лет подряд школа организует для ребят возможность надомного труда – по трудовому договору они изготавливают спичечные коробки, но так как эта работа малооплачиваемая, то сейчас только один подросток из прежних 16 продолжает ею заниматься.
…Для ребят, которые учатся в школе с ласковым названием «Цветик-семицветик», жизнь с самого начала обернулась не сказкой, но им встретились на жизненном пути взрослые, которые искренне хотят, чтобы желания их исполнились, и делают все для этого. Лети, лети, лепесток, и пусть самые невозможные мечты сбудутся.
Великий Новгород
Комментарии